Пани Тереза — она со мной уже навсегда

Караван историйКультура

Зоя Зелинская: «Из «Кабачка «13 стульев» Миронова потребовали убрать»

Подготовил Павел Соседов

Фото: Vostock Photo

ария Владимировна Миронова говорила: "Когда пишут про Андрюшу, что он талантливый, этого мало, мне надо, чтобы про него писали, что он — гениальный". И сам Андрей очень торопился жить... Мы играли вместе в спектакле "Над пропастью во ржи" - это была одна из первых его ролей в театре. Только-только состоялась премьера, а Миронов уже делал себе творческий вечер в ВТО",— вспоминает актриса Театра сатиры Зоя Зелинская, она же пани Тереза из "Кабачка "13 стульев"...

В жизни бывает так, что счастливые обстоятельства случаются одновременно. В эпоху расцвета Театра сатиры, в котором я служу с 1954 года, родилась передача «Кабачок «13 стульев», которая приумножила успех театра и стала судьбоносной для меня и многих артистов.

«Стулья» приехали, «Стулья» приехали!» — кричали нам, артистам, когда мы приезжали в провинцию на гастроли. Прежде всего мы были для зрителей героями «Кабачка «13 стульев», а уж потом — театральными актерами. Главный режиссер Плучек пытался сопротивляться, даже угрожал: «Если вы не перестанете сниматься в этом «Кабачке», то не будете играть в театре». Но сделать он ничего не мог. Сам же постоянно слышал во время антракта в фойе Театра сатиры: «Вот пани Моника, пани Тереза. А где же пан Вотруба?» Это зрители рассматривали фотографии артистов театра, развешанные по стенам.

Мешки писем приходили на телевидение. Слова «рейтинг» еще не знали, но и без него было понятно: успех у программы невероятный. Мы были безусловными законодателями моды. Я, например, получала письма с просьбой, чтобы моя пани Тереза еще раз появилась на экране в том или ином платье. Автор письма объяснял, что у них скоро свадьба, невеста хочет именно такой фасон, а они не успели понять, как платье скроено.

Роман Ткачук, Ольга Аросева и Зоя Зелинская в программе «Кабачок «13 стульев», 70—80-е годы. Фото: из архива З. Зелинской

Правда, у Ольги Аросевой со вкусом были проблемы. Так она умудрялась еще и скандалить из-за этого с режиссером Георгием Васильевичем Зелинским — моим супругом. Ему нередко приходилось делать Аросевой замечания по стилю — у него-то вкус был. Бывало, он шел на хитрость: «Ольга Александровна, операторы просят передать, что это надевать нельзя — получается резкий тон, от этого страдает общая картинка и ваше лицо». — «А? Что? Какое лицо?! — заводилась Аросева. — Ох уж эти операторы!» Шляпы на ней в кадре почти все были мои. Правда, в интервью Аросева предпочитала говорить, что всегда любила шляпы и привозила их со всех гастролей.

Иногда в письмах просили Мишу Державина не давать реплик во время исполнения песен, потому что люди пытались записать с телевизора музыкальные новинки: герои «Кабачка» пели под фонограммы популярных зарубежных исполнителей. Больше такую музыку в СССР негде было услышать, только у нас...

Эту фишку — исполнять зарубежные хиты под оригинальные фонограммы — придумал Зелинский. Но как с этими фонограммами намучились актеры! Ведь надо было попасть в артикуляцию, а песня-то на незнакомом иностранном языке, попробуй запомни текст! Спартак Мишулин категорически не мог попасть в фонограмму, у него вообще были проблемы с дикцией. И поэтому он то веером закрывался, то поворачивался спиной к камере, так и выкручивался.

Вспомнился забавный случай со Спартаком. Однажды заболел актер Сатиры, игравший отца в спектакле по английской пьесе «Дом, где разбиваются сердца». Персонажа звали мистер Дэн, а его дочь играла я. Спектакль заменять было поздно, и ввести на эту роль решили того, кто попался под руку. Этим «счастливчиком» оказался Мишулин. Его буквально схватили в театре и нарядили в исторический костюм. А теперь вспомните лицо Мишулина. Какой из него англичанин? Надели на него какой-то седой парик. Текст Спартак, конечно, запомнить не смог и, выйдя на сцену, вместо «Я — мистер Дэн» выдал: «Я — мистер Бом». Это было невыносимо смешно, действие остановилось — никто не мог играть, артисты стояли спиной к залу и рыдали от смеха...

Андрей Миронов и Спартак Мишулин на праздновании Нового года в Театре сатиры, 80-е годы. Фото: пресс-служба Театра сатиры

Наверное, я могу гордиться, что у истоков «Кабачка «13 стульев» стояли мы с мужем. Однажды Георгий пришел домой и сказал: «Смотри-ка, что мне дали в режиссерском управлении театра — какую-то ерунду». Было время, когда мой муж тоже работал в Театре сатиры. Он окончил режиссерский факультет ГИТИСа и получил распределение в театр города Кирова. Но поскольку мы уже были женаты, а я работала в Театре сатиры, то пошла к нашему замечательному директору — знаменитому Михаилу Семеновичу Никонову со словами:

— Как бы мне ни было жалко с театром расставаться, но я не могу оставить своего супруга.

Директор ответил:

— И не думай даже уходить, мы его возьмем.

Георгий Зелинский был так благороден, так великолепно воспитан и так талантлив, что даже Плучек проникся к нему доверием и назначил своим первым замом и заведующим труппой. Зелинский был учеником режиссера Алексея Попова, который ставил монументальные спектакли в Театре Советской армии, где танки выезжали на сцену, автомобили, участвовала живая конница. Георгий привык мыслить крупными формами в режиссуре. А в тот день в театре ему вручили какие-то юмористические миниатюры. Тогда я взяла в руки листочки с «ерундой», начала читать и оторваться не могла. Помню, там был один замечательный монолог, который назывался «Женщина с сумкой», безумно смешной. Речь шла о дамской сумочке, в которой невозможно ничего найти.

В этой роли я сразу представила Олю Аросеву и поняла, что на основе этих сюжетов можно сделать телевизионную постановку. Но на мужа моя идея впечатления не произвела. Тогда в союзники я решила взять саму Ольгу Аросеву и дала прочитать ей монолог про сумку. Как я и ожидала, она за него ухватилась со страшной силой. К этому моменту в театре она была практически без ролей, у нее случился конфликт с Плучеком (об этом расскажу ниже). Теперь мы вместе с Аросевой стали наседать на Георгия Васильевича. Сколько же сил ушло на то, чтобы убедить Зелинского взяться за эту работу! Он был невозможно упертый человек, мы поэтому со временем и расстались. В то время мы жили вместе с родителями на Соколе. Но у нас была машина «Победа». И, чтобы не мешать родителям, уходили спорить до полуночи в машину. Программу, которую мы задумали, назвали «Добрый вечер». Здесь было два основных персонажа: женщина с сумкой — Аросева и моя героиня — Певица. Дело в том, что в ГИТИСе я училась на музыкальном отделении у самой Марии Максаковой, и поэтому у меня был хороший профессиональный голос. Пригласили мы и Спартака Мишулина. Он обожал Чаплина и очень увлекался пантомимой. И Георгий Васильевич специально для него придумал соответствующие номера. Съемки поначалу проходили не на Шаболовке, а в бывшем помещении Театра Моссовета на площади Журавлева (сегодня это «Дворец на Яузе». — Прим. ред.). Программа «Добрый вечер» не задумывалась как многосерийная история. Но я настаивала на том, что может получиться замечательный сериал. Почему-то я употребляла именно это малознакомое слово. Как оно пришло мне на ум? Не знаю. На советском телевидении тогда никаких сериалов не было. Просто в тексте было так много миниатюр, что стало ясно: эту историю можно растянуть надолго. Особенно если еще чем-то дополнить. Помог невероятный случай. Я ходила на маникюр в гостиницу «Метрополь» и там приметила в киоске под вывеской «Юмор наших друзей» сатирические журналы, которые продавались для иностранцев. И, листая эти журналы, увидела, что в них множество историй, которые можно перенести на экран. Тогда я пробежала по остальным элитным гостиницам и скупила все переводные юмористические журналы на русском языке: румынские, югославские, гэдээровские, венгерские. В них была масса анекдотов, миниатюр, комиксов, фельетонов, сцен. Всех персонажей и их имена, которые есть в «Кабачке», я нашла в этих журналах: официантов, директора гостиницы, музыканта, таксиста и прочих. А специалисты в редакции литдрамы уже адаптировали эти сюжеты и сплели их в полноценный сценарий. Актеров подбирали мы с Георгием Васильевичем вместе. Неудивительно, что в «Кабачке» собрались в основном артисты Театра сатиры, хотя были и «со стороны». Директива свыше была такая: «Ни одной противной физиономии на экране!»

Валентина Шарыкина, Ела Санько и Наталья Селезнева на съемках выпуска телевизионной передачи
«Кабачок «13 стульев», 1974 год. Фото: Виталий Созинов/ТАСС

Женщина с сумкой в исполнении Аросевой превратилась в пани Монику. Актрисой Ольга Александровна была замечательной, успех у зрителей всегда имела большой. Однажды я ее спросила:

— Оля, а как ты работаешь над ролью?

— Я, Зайчик, — так она меня называла, — в первую очередь смотрю, где у меня по пьесе будут аплодисменты. Потом — где у меня в тексте выигрышные реплики, на которых в зале будет смех. В этих местах я ставлю галочки и точки и прорабатываю эти эпизоды особенно тщательно, а зерно роли мне и так всегда понятно.

Моя Певица получила имя пани Тереза, а моим постоянным партнером, экранным мужем, стал пан Владек в исполнении Романа Ткачука. Зрителям полюбились наши герои с их постоянными спорами:

— Владек, ты в этом старом костюме с каждым годом выглядишь все лучше и лучше! А мое платье — это просто изобретение!

— Нет, это не изобретение, а, скорее, открытие!

Многие репризы из «Кабачка» не утратили своей актуальности, поэтому всем женщинам я хочу пожелать, НЕ ПРЕВЫШАЯ сорокалетнего возраста, дожить до глубокой старости! И не перегибайте палку, лишь один человек сделал это гениально — он изобрел колесо! Все наши шутки мы на польский манер называли «мигавками», что на языке оригинала означает «маленькая юмористическая сценка, анекдот».

Очень органично в «Кабачок» вписалась Наташа Селезнева, тогда еще совсем юная. У нее были такие потрясающие глаза! Высокая, стройная, с хорошеньким личиком, она играла у нас «вечную невесту» — пани Катарину. Ее партнером и «вечным женихом» был пан Спортсмен в исполнении Юрия Волынцева. Помню, как Зелинский подсказывал Селезневой, как танцевать в кадре. Он был очень пластичен и музыкален, в ГИТИСе все удивлялись, почему он не в хореографическом училище. Одно время даже Таня Шмыга была в него влюблена. И вот идет съемка сцены, Зелинский танцует за камерой, а Наташа в кадре синхронно повторяет за ним все движения. Это очень забавно смотрелось со стороны.

Валечка Шарыкина — тоже актриса нашего театра — играла пани Зосю. Со своей задачей в «Кабачке» она справлялась гениально. Валечка всегда была красавицей, но постоянно худела. Изнуряла себя диетами до того, что на съемках падала в голодные обмороки. И нам всем приходилось ее убеждать, что она в идеальной форме.

Потрясающим открытием для нас стал Георгий Вицин. Он категорически не хотел сниматься в «Кабачке», был очень занят. Но я его уговорила. И получилась очень яркая роль писателя-критика. Лет 25 назад — еще все были живы, Саша Белявский, Зяма Высоковский, — нас поляки пригласили сделать творческий вечер в посольстве. Надо сказать, что всем постоянным участникам «Кабачка» к десятилетию программы присвоили звания заслуженных деятелей культуры Польши. И я позвонила Вицину, но он ответил: «Зоенька, я не смогу выступить. У меня нет ни одного зуба, у меня нет ни копейки денег, мне ничего не светит, а то бы я обязательно пришел».

Когда мы начинали «Кабачок», о деньгах никто и не думал. Все хотели играть и сниматься. У нас были только концертные ставки, но и они были минимальными. На пике успеха программы поступило предложение сделать театр миниатюр на основе «Кабачка». Но при том отношении, какое было у властей к нам, об этой идее пришлось забыть. Желающих закрыть передачу было предостаточно — спасала лишь любовь самого генсека Брежнева. Про любовь народную я не говорю: на телевидение шли тонны писем от благодарных зрителей.

Режиссировал не всегда Зелинский — нагрузка-то колоссальная. Рядовой режиссер на телевидении должен был делать четыре постановки в год. А Зелинский снимал по выпуску каждый месяц, плюс обязательно к каждому большому празднику: к 8 Марта, к 7 Ноября, к Новому году. Когда Георгий Васильевич устал от многолетней работы, стал привлекать других режиссеров: и Мишулин ставил «Кабачок», и Виктюк, и Захаров.

Мы снимали «Кабачок» на протяжении 15 лет, и за это время многое в стране и в нашей жизни поменялось. Например, мы развелись с Зелинским, и я вышла замуж второй раз — за журналиста Валерия Леднева. Что, во-первых, не помешало нам с первым мужем продолжать снимать передачу вместе, а во-вторых, оказалось для нее очень полезным. Ведь одежда для «Кабачка» — отдельная тема. В магазинах же совершенно ничего не было. А Леднев работал редактором международного отдела в газете «Советская культура» и часто бывал за рубежом. Вот и привозил нам какие-то обновки. Одна актриса пожаловалась мне, что не может в Москве найти обувь 34—35-го размеров. Я сказала об этом мужу. И вот он во Фрайбурге вдруг увидел, как с витрины с женской обувью убирают нераспроданный товар. Осень уже заканчивалась, пора было менять ассортимент. Валерий поинтересовался, куда списывают невостребованное. Оказалось — сжигают. Он, будучи очень щедрым по натуре человеком, скупил все, что было, — с большой скидкой, ему еще и чемодан бесплатно дали. И всю эту обувь я отдала в театр! Валерий вообще очень часто выручал актеров. Помню, как во время заграничных гастролей все по случаю накупили дубленок. И очень боялись, что в аэропорту на таможне эти дубленки отберут. Но меня встречал Валерий, а у него в главном таможенном отделе работал друг, который учился с ним в МГИМО. И вот муж пошел к нему, назвал фамилии, и всех наших пропустили без досмотра.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Виктория Синицина и Никита Кацалапов: Виктория Синицина и Никита Кацалапов:

Иногда мы даем волю нервам

Коллекция. Караван историй
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов

Гендиректор МАМТа — о миссии театра, лидерстве и ценностях для нового поколения

Ведомости
Владимир Урин: Владимир Урин:

Театр, творчество — это понятие сокровенное, интимное, почти семейное

Караван историй
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Валерия Ланская: «На первом месте — дети. На втором — отношения мужчины и женщины. И на третьем месте — карьера» Валерия Ланская: «На первом месте — дети. На втором — отношения мужчины и женщины. И на третьем месте — карьера»

Я тогда шла по улице и думала: «Ну все, теперь я другой человек»

Караван историй
Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес

Как не оказаться на грани банкротства из-за культурных различий и стереотипов

Inc.
Обману не подлежит Обману не подлежит

Жизнь после измены: спасать семью или заняться собой?

VOICE
У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Книга про самый дорогогой свечной бутик в Нью-Йорке основана на реальном опыте

Maxim
Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы

В кино Абдулла содержал гарем, а в жизни Кахи Кавсадзе хранил верность жене

Коллекция. Караван историй
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Андрей Ургант: «Если бы мне досталась такая роль, как у мамы в «Белорусском вокзале», мог бы с полным правом утверждать: я не зря снимался» Андрей Ургант: «Если бы мне досталась такая роль, как у мамы в «Белорусском вокзале», мог бы с полным правом утверждать: я не зря снимался»

По-прежнему смотрю наше кино, причем советское — неповторимое, непостижимое

Коллекция. Караван историй
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Отдых с детьми Отдых с детьми

Как отдохнуть с детьми и не сойти с ума?

Здоровье
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
«По-любому ты — брат мне»: почему «Бригада» — великий сериал «По-любому ты — брат мне»: почему «Бригада» — великий сериал

Феномен «Бригады», повлиявшей на индустрию и умы целого поколения

Правила жизни
Почему важно вовремя менять модель управления Почему важно вовремя менять модель управления

Как уметь в нужный момент менять управленческую модель

Forbes
Высшее образование помогает или мешает браку? Ответ оказался сложнее, чем мы думали Высшее образование помогает или мешает браку? Ответ оказался сложнее, чем мы думали

Почему рост образованности сопровождается снижением числа браков?

Inc.
Разблокировка на доверии Разблокировка на доверии

Как действует механизм разблокировки замороженных активов через траст

Ведомости
Газ, вода и стальные трубы Газ, вода и стальные трубы

Как российский рынок выпуска ТБД исчерпал текущий потенциал

Монокль
Лечение изнутри: 5 продуктов, которые следует есть при солнечном ожоге Лечение изнутри: 5 продуктов, которые следует есть при солнечном ожоге

Какие продукты могут ускорить процесс заживления кожи при солнечном ожоге

ТехИнсайдер
Трагедия на химическом заводе Philips в 1989 году Трагедия на химическом заводе Philips в 1989 году

Что привело к ужасной трагедии на заводе Philips и какими стали ее последствия

ТехИнсайдер
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
«Тренд золотых девочек»: как женщины ищут компаньонок для совместной жизни на пенсии «Тренд золотых девочек»: как женщины ищут компаньонок для совместной жизни на пенсии

Женские коммуны вместо домов престарелых — как женщины борются с одиночеством

Forbes
На чистые волосы и не чаще раза в неделю? Как  на самом деле следует пользоваться сухим шампунем На чистые волосы и не чаще раза в неделю? Как  на самом деле следует пользоваться сухим шампунем

Как правильно использовать сухой шампунь и каков его смысл на чистых волосах?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении