Все могло сложиться иначе, если бы я наступил на горло собственной песне. Притворялся бы и лгал, приспосабливался и заискивал... Может, такая жизнь и стала бы для меня самым страшным наказанием.

Караван историйСтиль жизни

Георге Грыу:  "Я не просил у Лянки помощи, потому что не имел морального права и сам во всем виноват"

Все могло сложиться иначе, если бы я наступил на горло собственной песне. Притворялся бы и лгал, приспосабливался и заискивал... Может, такая жизнь и стала бы для меня самым страшным наказанием.

Беседовала Елена Михайлина

— Да, у меня много непростых черт характера. Но в большей части жизненных ситуаций я был честен и перед собой, и перед людьми. Просто видел все или в черном, или в белом цвете, без полутонов. Сейчас учусь искать золотую середину, пока сама жизнь вроде бы способствует...

В картину «Все могло быть иначе» с Маргаритой Тереховой в главной роли меня взяли без проб. Наш знаменитый молдавский режиссер Валериу Жереги не побоялся пригласить неопытного второкурсника Щукинского училища. Все было как в сказке. 1982 год, март. Я шел по широкой щукинской лестнице со второго этажа в библиотеку, а Жереги наблюдал за студентами. Потом я узнал, что на роль сына он подыскивал максимально похожего на Терехову молодого человека — вот так просто. И Валериу показалось, что у меня с Маргаритой Борисовной общие черты присутствуют. На месте все и решилось. А потом сказка кончилась: в училище было не принято отпускать на съемки до четвертого курса. Фильм про то, как парень разыскивает бросившую его много лет назад мать, имел все шансы запуститься без меня.

Режиссер Валериу Жереги подыскивал на роль сына максимально похожего на Терехову молодого человека. И ему показалось, что у меня с Маргаритой Борисовной присутствуют общие черты
Фото: Clobal Look Press/кадр из фильма «Доверие»

Я очень хотел сниматься в этой картине! Интересно было все — и сценарий, написанный Жереги в соавторстве с известным Валентином Ежовым, и работа с Маргаритой Тереховой, которая тогда была просто мегазвездой... Но мастер моего курса Анатолий Борисов был настроен решительно: не пускать! И тогда Жереги предложил попробовать перевестись в Кишиневский институт искусств по семейным обстоятельствам. Престиж обучения в легендарной «Щуке» меня интересовал постольку-поскольку, больше хотелось работать. Да и родители уже были в возрасте, мне действительно было лучше быть ближе к дому...

Нас у мамы четверо, я самый младший. Старшая Ольга сейчас живет неподалеку от нашей родной деревни. Брат Виктор в 1993 году уехал на постоянное место жительства с женой-еврейкой в Израиль. Вторая моя сестра Тамара уже ушла из жизни. Они почти погодки, и только я появился с разницей в восемь лет.

Очень трудно принималось решение рожать меня или нет. Маме было сорок, трое детей есть... В общем, имелись вполне понятные сомнения. Пошла на аборт, была уже в больнице, и перед тем самым днем ей приснился сон. Вроде как много кур и ей так понравился один петушок, что она его поймала. Утром рассказала сон соседкам по палате, и бабы на нее напустились: «Дура! Беги домой!» Тогда почему-то было строго с решениями относительно абортов, передумать нельзя. И мама рванула домой в чем была — в больничном халате и тапочках зимой прошла двенадцать километров до своей деревни. Так появился на свет я, мальчик с абсолютно мамиными глазами. В целом я больше на отца похож, но глаза — мамины.

С тех пор как мне рассказали историю о моем рождении на свет, считаю жизнь величайшим даром. Не мы решаем вопросы, кому появляться, совсем не мы. Это дар, и его надо ценить, как и тех, кто эту жизнь дал.

— Как же мальчик из молдавской деревни, четвертый ребенок в семье оказался в Щукинском училище?

— В Кишиневе в Театре киноактера при «Молдова-фильме» была детская актерская студия. Я там занимался. Учил нас Сергей Рытов. Он родом из Санкт-Петербурга и считался диссидентом в искусстве — преподавал нам по системе Ежи Гротовского и Михаила Чехова. Он исключал любое насилие над человеком, превыше всего ценил возможность выбора. Мне очень нравилось с ним заниматься! Думаю, именно Рытов тогда привил мне жажду свободы, которая впоследствии и помогала по жизни, и мешала время от времени.

А параллельно я получал образование в кулинарном техникуме, учился на технолога общественного питания. Был на третьем курсе, когда мне поставили условие: «Нам приятно видеть вас в спектаклях, но хотелось бы еще и в техникуме изредка наблюдать». Я действительно пару месяцев вообще не появлялся на занятиях, мы выпускали премьеру по Киплингу «Кошка, которая гуляла сама по себе», и очень увлекся. Играл лошадку. Думал, из техникума выгонят. Но руководство оказалось благосклонным, над начинающим артистом сжалились — поперли, все же выдав мне документы о присвоении пятого поварского разряда: «С голоду не помрешь!» Полгода проработал в ресторане, а среднее образование получал в вечерней школе.

Вскоре в местных газетах вышло объявление о наборе молдаван в Щукинское театральное училище для последующего устройства в молодежный театр «Лучафэрул». «Попробую!» — решил я и двинул в Москву, полагая, что рано или поздно вернусь в Молдавию. О том, чтобы быть актером в столице, даже не мыслил! Москва была для меня седьмым небом, чем-то недостижимым.

И меня приняли! Я стал студентом легендарной «Щуки». Понимая, что родителям меня не прокормить, сразу устроился на работу — пятый поварской разряд-то был! Трудились мы с другом Петру в ресторане «Москва» одноименной гостиницы. Заведение было масштабным — три ресторана на трех этажах, и наша работа заключалась в том, чтобы спускать остатки еды на самый нижний уровень — в подвал. У гостиницы было собственное подсобное хозяйство, куда каждое утро отправлялись машины с недоеденным. Работой я был доволен и получал неплохо. Наша смена длилась с восьми вечера до полуночи, как раз успевали на метро, плюс ели, да и в общежитии всегда был чай с сахаром.

Видите, от каких столичных щедрот я поехал на съемки фильма «Все могло быть иначе»? Шучу конечно. Но скажи сегодняшним студентам, что я сам решил перевестись из Москвы в вуз на периферии, бросил «теплое» рабочее место, потому что невероятно хотел в кино, думаю, многие меня не поймут.

Так вот, от друзей, Щукинского и чая с сахаром отправился сниматься в кино. Встретиться с Тереховой было страшновато. Все думал: как с ней сработаюсь, какая она? Конечно, наслушался про непростой характер Маргариты Борисовны и про работу с мастерами — эгоистичны в кадре, пренебрежительно относятся к молодняку и тянут одеяло на себя. Оказалось, все совсем не так. Терехова приехала ко второй части съемочного периода. Я сидел на гриме, когда зашла Маргарита Борисовна и вместо приветствия поинтересовалась: «Где мой сыночек?»

Спросил: «Маргарита Борисовна, вы по какой системе работаете? Чехова, да?» Она на меня так посмотрела! И просит иронично: «А ну, еще раз повтори»

Очень искренняя женщина на самом деле. «Ты покушал сегодня?» — спрашивала меня каждый день перед началом съемок. Я успокоился и немного осмелел. Решил, когда представится возможность, спросить ее про актерское мастерство. Казалось, тема подходящая — Терехова уже снялась у Тарковского. В общем, думал: или в заумь надо лезть, или вообще помалкивать. Максималистом был. Снимали сцену, когда мой герой нашел на рыбном заводе свою мать. Возникла пауза между дублями, и я спросил:

— Маргарита Борисовна, вы по какой системе работаете? Чехова, да?

Она на меня так посмотрела! Недоуменно и с удивлением, даже рот приоткрылся. Помните взгляд Миледи в «Трех мушкетерах»? Вот именно так глянула и просит иронично:

— А ну, еще раз повтори.

Я смутился и отошел в сторону. Потом Терехова ко мне все же подошла: «Нет никаких систем, мальчик. Просто живи в кадре».

Деды командуют: «Салага, иди сюда! Ты кто по профессии?» — «Я же говорил, повар». — «Мутишь! Мы сейчас кино смотрели с Тереховой, и там ты!»

Фильм получил несколько премий, отметили и меня. Показывали его по всей стране, и это не фигура речи. В последнем я убедился лично. Вскоре после съемок меня призвали в ряды Вооруженных сил и отправили отдавать долг Родине почти на край земли — на Сахалин. В тот день я был дежурным — носил уголь в котельную. А ребята, с которыми служил, пошли в кино. И представьте, смотрели они именно «Все могло быть иначе»! Но я это потом узнал. Поздно вечером, почти ночью деды, старослужащие которые, командуют:

— Салага, иди сюда!

— Что случилось? — спросил я, а сам понимаю, что-то намечается — иначе с чего дедам меня звать?

— Ты кто по профессии?

— Я же говорил, повар.

— Да что ты мутишь! Какой из тебя кашевар! Ты Грыу Георге?

— Он.

— Ну и чего тогда поешь?!

— Да хоть у старшины спросите, у него все записано — повар пятого разряда.

— Мы сейчас кино смотрели с Тереховой, и там ты! Ладно, скромничаешь, но мы теперь все равно станем рассказывать: служили с артистом!

Вскоре после съемок в картине «Все могло быть иначе» меня призвали в армию. С Еленой Финогеновой в роли Лизы, 1982 год
Фото: Г. Кмит/РИА Новости

Мне и в голову не могло прийти, что даже сюда, в богом забытое место, привезут именно это кино! Жить знаменитостью стало немного легче. Но это еще не все. Видно, какие-то силы, ангелы может, решили и дальше рассказывать эту историю. Через два месяца в части объявление: в Доме офицеров творческая встреча с Маргаритой Тереховой! У Маргариты Борисовны был тур по дальним углам Союза с программой, включающей и отрывки из фильмов, спектаклей, и вопросы-ответы. Спросил у командира, когда приедет актриса. «Она уже тут, приводит себя в порядок на втором этаже в ленинской комнате. Вот сюрприз сейчас будет!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Розамунд Пайк. Блондинка с секретом Розамунд Пайк. Блондинка с секретом

Розамунд Пайк к сорока годам получила роли, которых долго ждала

Караван историй
Стив Фуллер: «“Государство 2.0” будет киборгом, но человек все равно останется неотъемлемой частью политического процесса» Стив Фуллер: «“Государство 2.0” будет киборгом, но человек все равно останется неотъемлемой частью политического процесса»

Интервью со Стивом Фуллером, известным британским социологом

Эксперт
Правило №57. Из искр пламя, на сердце камень Правило №57. Из искр пламя, на сердце камень

Коуч Алексей Ситников призывает носить большие бриллианты

Tatler
Сказки на ночь: 19 книг, которые помогут ребенку уснуть Сказки на ночь: 19 книг, которые помогут ребенку уснуть

Любимые книги, которые стоит читать перед сном

Seasons of life
Великий и сбежавший Великий и сбежавший

Бывший глава Renault Карлос Гон снова готовится покорить мир

Forbes
Мартин Лютер Мартин Лютер

Бунтарь в эпоху потрясений

kiozk originals
Почему мясо нельзя с хлебом, а кофе с молоком, или Что мешает усвоению питательных веществ? Почему мясо нельзя с хлебом, а кофе с молоком, или Что мешает усвоению питательных веществ?

Как избежать дефицитных состояний будущей маме?

9 месяцев
Curiosity нашел на Марсе признаки древнего наводнения Curiosity нашел на Марсе признаки древнего наводнения

Оно могло быть вызвано падением астероида

National Geographic
Фарш энтузиасток Фарш энтузиасток

Те, кто освоил рыбные фрикадельки, могут претендовать на гастрономические лавры

Огонёк
Изнасилования и незащищённость: что происходит на пальмовых плантациях, связанных с крупными косметическими брендами Изнасилования и незащищённость: что происходит на пальмовых плантациях, связанных с крупными косметическими брендами

Женщины и подростки подвергаются регулярному насилию на пальмовых плантациях

TJ
IT как оружие: нужно ли нам защищать свои лица так же, как мы защищаем свои счета IT как оружие: нужно ли нам защищать свои лица так же, как мы защищаем свои счета

Отрывок из книги «IT как оружие» о том, как IT-индустрия изменила наш мир

Inc.
Это табу! Это табу!

7 принципов, которыми нельзя жертвовать ради мужчины

Лиза
Пищевая полиция: как одержимость здоровым питанием становится болезнью Пищевая полиция: как одержимость здоровым питанием становится болезнью

Диетолог Елена Мотова — о панической боязни съесть лишнюю конфету

Reminder
Возвращение парусного флота Возвращение парусного флота

Почему парусники возвращаются?

Популярная механика
Как сказать начальнику, что ты перерабатываешь: 4 главных нюанса неудобного разговора Как сказать начальнику, что ты перерабатываешь: 4 главных нюанса неудобного разговора

Не бойся говорить начальнику о переработках прямо

Playboy
Цель визита в Россию: осмотр достопримечательностей Цель визита в Россию: осмотр достопримечательностей

Главные герои сериала «Шерлок в России» Максим Матвеев и Владимир Мишуков

OK!
Что делать, если забыл пароль от роутера? Что делать, если забыл пароль от роутера?

Как быть, если вы забыли пароль от собственной домашней сети Wi-Fi?

CHIP
Время Селесты Время Селесты

Главное музыкальное открытие года — лондонская певица Селеста

Vogue
Валентина Шевченко: «Я не позволю никому отнять мой титул» Валентина Шевченко: «Я не позволю никому отнять мой титул»

Мы поговорили с чемпионкой UFC накануне ее четвертой защиты пояса

GQ
«Никогда не принимайте важных решений, если в обсуждении не участвует женщина»: уроки от миллиардера Леонарда Лаудера «Никогда не принимайте важных решений, если в обсуждении не участвует женщина»: уроки от миллиардера Леонарда Лаудера

Отрывок из руководства для начинающих предпринимателей Леонарда Лаудера

Forbes
История лотереи «Спортлото»: от борьбы с «пороками царизма» до финансирования Олимпиады История лотереи «Спортлото»: от борьбы с «пороками царизма» до финансирования Олимпиады

Как в СССР за 15 лет выросла крупнейшая в мире сеть продаж лотерейных билетов

VC.RU
«Давайте их куда-нибудь сдадим». Неожиданные итоги родительского опроса «Давайте их куда-нибудь сдадим». Неожиданные итоги родительского опроса

Касательно подростков мнение родителей единодушно — всех в интернат!

СНОБ
Детское чтение: золотой век книжной иллюстрации Детское чтение: золотой век книжной иллюстрации

Путеводитель по детской иллюстрации с начала 1920-х по начало 1930-х годов

Полка
Мы в домике Мы в домике

Герои, которые хранят у себя в каминах огонь светской жизни

Tatler
История одной песни: советско-германский плагиат «Марш авиаторов», 1923 История одной песни: советско-германский плагиат «Марш авиаторов», 1923

Вот это детектив: то ли фашисты украли у нас песню, то ли мы у фашистов

Maxim
7 признаков того, что вы не нарцисс 7 признаков того, что вы не нарцисс

Живет ли нарцисс в каждом из нас?

Psychologies
Ответственная за моду: Мирослава Дума Ответственная за моду: Мирослава Дума

Мирослава Дума вернулась в качестве соосновательницы бренда Pangaia

Glamour
Чем вредны заменители сахара и есть ли полезные альтернативы Чем вредны заменители сахара и есть ли полезные альтернативы

Заменители сахара могут негативно влиять на сердце и сосуды

РБК
Отпуск по обмену Отпуск по обмену

Восстановление дома 1485 года постройки

AD
Почему знаменитые преступники и маньяки вызывают такой интерес? Почему знаменитые преступники и маньяки вызывают такой интерес?

Чем пугающие люди так привлекают наше внимание?

Psychologies
Открыть в приложении