Как велосипед помогал избавляться от корсетов и бороться за права женщин
Велопрогулка для женщины в XIX веке — это не только приятное времяпрепровождение, но и возможность прочитать лекцию о суфражизме, а также риск получить оскорбление за «неприличный» костюм. Культуролог, ведущий научный сотрудник Института Высших Гуманитарных Исследований им. Е.М. Мелетинского при РГГУ Ольга Вайнштейн рассказывает, как появление велосипеда изменило жизнь женщин и способствовало их эмансипации.
Конец XIX-го – начало XX века — эпоха обретения европейскими женщинами свободы передвижения. Женщины сели на велосипеды! Это скандализировало почтенную публику: в газетах печатали сатирические стихи, в которых высмеивались дамы-велосипедистки, а английский журнал Punch постоянно публиковал на них карикатуры.
В моду вошли велосипедные прогулки, что произвело революцию в дамском платье, но не только: велосипед открыл перед женщинами совершенно новые возможности. На смену пассивному и статичному викторианскому идеалу «ангел в доме» приходит образ спортивной, мобильной женщины.
Однако традиционный дамский наряд того времени был мало приспособлен для езды на велосипеде: подол юбки цеплялся за колеса, жесткий корсет впивался в ребра. Одна велосипедистка того времени вспоминала: «Моя длинная юбка досаждала мне и даже была опасной — представьте себе, каково наехать на камень, свалиться, и обнаружить, что юбка так плотно обмоталась вокруг педали или застряла в велосипедной цепи, что ее даже невозможно размотать». Женская мода становится полем оживленных дискуссий, возникает движение за Реформу Платья (Dress Reform).
В 1881 году в Англии было создано Общество Рационального Костюма. Рациональное платье должно было быть удобным и функциональным и, что существенно, не зависеть от сиюминутных модных тенденций. Сторонники рационального костюма критиковали тугие корсеты, тяжелые юбки, турнюры и узкие туфли на высоком каблуке. Они предлагали носить раздвоенные юбки-кюлоты, позволяющие, не нарушая общественных приличий, кататься на велосипеде.
Рациональный ансамбль состоял из длинной темной юбки, приталенного короткого жакета-болеро с рукавами буфф, белой блузки и шляпки. Другой вариант рационального платья включал широкую юбку со складками и длинными разрезами спереди и сзади, которая надевалась поверх бриджей. К разрезам иногда пришивались пуговицы, чтобы юбку можно было застегнуть после прогулки.
Благодаря «изумительной стальной игрушке» женщины стали активно вторгаться в публичное пространство. Если раньше появляться одной на улице считалось предосудительным, то теперь женщина покидает приватную сферу и на виду у всех осваивает новые скорости, а заодно и новые социальные амплуа.
Появляются модные места для велопрогулок. В Лондоне в 1890-е годы велосипедисты съезжались в Гайд-парк и в Баттерси-парк, и там же собирались зеваки, чтобы поглазеть на них. Особое внимание привлекала графиня Уоррик, завзятая велосипедистка, которая меняла по сезону окраску своего велосипеда. Весной она выезжала на бледно-зеленом велосипеде, летом — на белом, а осенью — на коричневом.
Первые велосипеды были довольно дорогими, и оттого велопрогулки были доступны в основном знатным и состоятельным людям. Но постепенно стоимость велосипедов снижалась. Наибольшей популярностью с 1885 года пользовался демократичный безопасный велосипед Rover фирмы Starley, у которого оба колеса были одинакового размера. В 1888 году были запатентованы покрышки Dunlop, и так возникла та модель велосипеда, которая практически дошла до наших дней. Последним существенным прорывом было изобретение женской модели без горизонтальной рамы, что позволяло дамам не задирать ноги при посадке.
К середине 1890-х годов велосипедная лихорадка охватила и средний класс. Однако оставалась проблема сопровождения, поскольку одинокие велосипедистки не только воспринимались как нарушительницы приличий, но и нередко становились жертвами как словесной, так и физической агрессии. Они были вынуждены кататься в компании мужчин-родственников или нанимать платных сопровождающих, для чего была специально создана Ассоциация компаньонок. Подобный расклад, естественно, нравился далеко не всем, и оптимальным решением оказалось вступление в велосипедный клуб.