Как появление велосипеда изменило жизнь женщин

ForbesИстория

Как велосипед помогал избавляться от корсетов и бороться за права женщин

Ольга Вайнштейн

GettyImages-1181830242-copy-63cfe3d0ba75e.jpg
Фото Getty Images

Велопрогулка для женщины в XIX веке — это не только приятное времяпрепровождение, но и возможность прочитать лекцию о суфражизме, а также риск получить оскорбление за «неприличный» костюм. Культуролог, ведущий научный сотрудник Института Высших Гуманитарных Исследований им. Е.М. Мелетинского при РГГУ Ольга Вайнштейн рассказывает, как появление велосипеда изменило жизнь женщин и способствовало их эмансипации.

Конец XIX-го – начало XX века — эпоха обретения европейскими женщинами свободы передвижения. Женщины сели на велосипеды! Это скандализировало почтенную публику: в газетах печатали сатирические стихи, в которых высмеивались дамы-велосипедистки, а английский журнал Punch постоянно публиковал на них карикатуры.

В моду вошли велосипедные прогулки, что произвело революцию в дамском платье, но не только: велосипед открыл перед женщинами совершенно новые возможности. На смену пассивному и статичному викторианскому идеалу «ангел в доме» приходит образ спортивной, мобильной женщины.

Однако традиционный дамский наряд того времени был мало приспособлен для езды на велосипеде: подол юбки цеплялся за колеса, жесткий корсет впивался в ребра. Одна велосипедистка того времени вспоминала: «Моя длинная юбка досаждала мне и даже была опасной — представьте себе, каково наехать на камень, свалиться, и обнаружить, что юбка так плотно обмоталась вокруг педали или застряла в велосипедной цепи, что ее даже невозможно размотать». Женская мода становится полем оживленных дискуссий, возникает движение за Реформу Платья (Dress Reform).

В 1881 году в Англии было создано Общество Рационального Костюма. Рациональное платье должно было быть удобным и функциональным и, что существенно, не зависеть от сиюминутных модных тенденций. Сторонники рационального костюма критиковали тугие корсеты, тяжелые юбки, турнюры и узкие туфли на высоком каблуке. Они предлагали носить раздвоенные юбки-кюлоты, позволяющие, не нарушая общественных приличий, кататься на велосипеде.

Рациональный ансамбль состоял из длинной темной юбки, приталенного короткого жакета-болеро с рукавами буфф, белой блузки и шляпки. Другой вариант рационального платья включал широкую юбку со складками и длинными разрезами спереди и сзади, которая надевалась поверх бриджей. К разрезам иногда пришивались пуговицы, чтобы юбку можно было застегнуть после прогулки.

Благодаря «изумительной стальной игрушке» женщины стали активно вторгаться в публичное пространство. Если раньше появляться одной на улице считалось предосудительным, то теперь женщина покидает приватную сферу и на виду у всех осваивает новые скорости, а заодно и новые социальные амплуа.

Появляются модные места для велопрогулок. В Лондоне в 1890-е годы велосипедисты съезжались в Гайд-парк и в Баттерси-парк, и там же собирались зеваки, чтобы поглазеть на них. Особое внимание привлекала графиня Уоррик, завзятая велосипедистка, которая меняла по сезону окраску своего велосипеда. Весной она выезжала на бледно-зеленом велосипеде, летом — на белом, а осенью — на коричневом.

Первые велосипеды были довольно дорогими, и оттого велопрогулки были доступны в основном знатным и состоятельным людям. Но постепенно стоимость велосипедов снижалась. Наибольшей популярностью с 1885 года пользовался демократичный безопасный велосипед Rover фирмы Starley, у которого оба колеса были одинакового размера. В 1888 году были запатентованы покрышки Dunlop, и так возникла та модель велосипеда, которая практически дошла до наших дней. Последним существенным прорывом было изобретение женской модели без горизонтальной рамы, что позволяло дамам не задирать ноги при посадке.

Getty Images

К середине 1890-х годов велосипедная лихорадка охватила и средний класс. Однако оставалась проблема сопровождения, поскольку одинокие велосипедистки не только воспринимались как нарушительницы приличий, но и нередко становились жертвами как словесной, так и физической агрессии. Они были вынуждены кататься в компании мужчин-родственников или нанимать платных сопровождающих, для чего была специально создана Ассоциация компаньонок. Подобный расклад, естественно, нравился далеко не всем, и оптимальным решением оказалось вступление в велосипедный клуб.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении