История женщины, которой покорялись самые сложные трассы

ForbesСпорт

Как Элишка Юнкова стала гонщицей во времена, когда женщины в тайне учились водить

Элишка Юнкова одной из первых в своей стране получила водительские права, а увлекшись автоспортом, начала побеждать лучших гонщиков своего поколения. Forbes Woman рассказывает историю женщины, которой покорялись самые сложные трассы

Мэгги Хабелова

Элишка Юнкова (Фото Public domain)

Альжбета Поспишилова родилась 16 ноября 1900 года в маленьком городке Оломоуце — тогда это была Моравия, входившая в Австро-Венгерскую империю, потом Чехословакия, а сегодня Чехия. Элишка, как ее любили называть, уже в детстве проявила себя бойкой и независимой, с авантюрным характером. Она мечтала посмотреть мир — увидеть безграничную пустыню Сахару, а затем отправиться на экзотический Цейлон. Занималась плаванием, катанием на коньках и лыжах, изучала иностранные языки и интересовалась ботаникой. К 16 годам Элишка свободно говорила по-немецки и по-английски (а позже начала учить французский), благодаря чему после окончания средней школы смогла устроиться на работу в оломоуцком филиале банка.

Именно здесь она встретила любовь всей своей жизни — Винсента «Ченека» Юнека, амбициозного банкира и страстного любителя автомобилей. Когда тот был переведен в Брно, а затем в Прагу, Элишка последовала за ним. Однако ей пришлось выбирать между Ченеком и отчаянной мечтой о путешествиях — и она отвергла его предложение руки и сердца.

Вместе со своим братом Станиславом она отправилась во Францию, где начала подрабатывать на цветочной ферме в городе Антиб. Потом направилась в Гибралтар, но испанские таможенники не позволили ей отплыть в Магриб — тогда Элишка пробралась на британский корабль и вызвалась помогать на кухне, соврав, что уже имеет такой опыт. Это почти сработало, но ей отказали в визе. Пришлось вернуться обратно во Францию.

Навстречу ей спешил не терявший надежды Ченек. Гуляя с ним по Елисейским полям в Париже, Элишка впервые увидела Bugatti T13.

«Проклятые паровозы»

Обожавший автомобили Ченек Юнек к 1921 году накопил достаточно денег, чтобы предаться своей страсти. «Если он станет любовью всей моей жизни, то мне лучше научиться любить эти проклятые паровозы», — подумала Элишка.

Вернувшись вместе с Ченеком в Прагу, она научилась водить машину и в 1921 году стала одной из первых женщин в Чехословакии, которая получила водительские права. Скорость, чистый адреналин — она чувствовала себя такой живой! Тем временем Ченек всерьез начал участвовать в гонках. В апреле 1922 года он выиграл заезд Збраслав-Йиловиште (сегодня это одна из старейших трасс в Европе) в классе туристических автомобилей. Вскоре после гонки молодые люди обвенчались, и Альжбета Поспишилова, сменив и фамилию, и имя, окончательно стала Элишкой Юнковой.

Медовый месяц они использовали для подготовки к гонке Карловы Вары — Марианске-Лазне. Однако Ченек разбил свой гоночный Mercedes, поэтому пришлось искать машину на замену. Им стал Bugatti T30.

Популярность этих спортивных автомобилей выросла после знаменитой победы Bugatti Type 13 в гонках в итальянском городке Брешиа в 1921 году. Легенда гласит: когда Этторе Бугатти узнал, что его машина направляется в новообразованную Чехословакию, то подумал, что это какая-то азиатская страна. Зато позже стал другом Элишки. Легендарный Bugatti 35B она получила от него на несколько месяцев раньше, чем другие нетерпеливые претенденты, а всего чета купила восемь автомобилей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении