Как Элишка Юнкова стала гонщицей во времена, когда женщины в тайне учились водить
Элишка Юнкова одной из первых в своей стране получила водительские права, а увлекшись автоспортом, начала побеждать лучших гонщиков своего поколения. Forbes Woman рассказывает историю женщины, которой покорялись самые сложные трассы
Альжбета Поспишилова родилась 16 ноября 1900 года в маленьком городке Оломоуце — тогда это была Моравия, входившая в Австро-Венгерскую империю, потом Чехословакия, а сегодня Чехия. Элишка, как ее любили называть, уже в детстве проявила себя бойкой и независимой, с авантюрным характером. Она мечтала посмотреть мир — увидеть безграничную пустыню Сахару, а затем отправиться на экзотический Цейлон. Занималась плаванием, катанием на коньках и лыжах, изучала иностранные языки и интересовалась ботаникой. К 16 годам Элишка свободно говорила по-немецки и по-английски (а позже начала учить французский), благодаря чему после окончания средней школы смогла устроиться на работу в оломоуцком филиале банка.
Именно здесь она встретила любовь всей своей жизни — Винсента «Ченека» Юнека, амбициозного банкира и страстного любителя автомобилей. Когда тот был переведен в Брно, а затем в Прагу, Элишка последовала за ним. Однако ей пришлось выбирать между Ченеком и отчаянной мечтой о путешествиях — и она отвергла его предложение руки и сердца.
Вместе со своим братом Станиславом она отправилась во Францию, где начала подрабатывать на цветочной ферме в городе Антиб. Потом направилась в Гибралтар, но испанские таможенники не позволили ей отплыть в Магриб — тогда Элишка пробралась на британский корабль и вызвалась помогать на кухне, соврав, что уже имеет такой опыт. Это почти сработало, но ей отказали в визе. Пришлось вернуться обратно во Францию.
Навстречу ей спешил не терявший надежды Ченек. Гуляя с ним по Елисейским полям в Париже, Элишка впервые увидела Bugatti T13.
«Проклятые паровозы»
Обожавший автомобили Ченек Юнек к 1921 году накопил достаточно денег, чтобы предаться своей страсти. «Если он станет любовью всей моей жизни, то мне лучше научиться любить эти проклятые паровозы», — подумала Элишка.
Вернувшись вместе с Ченеком в Прагу, она научилась водить машину и в 1921 году стала одной из первых женщин в Чехословакии, которая получила водительские права. Скорость, чистый адреналин — она чувствовала себя такой живой! Тем временем Ченек всерьез начал участвовать в гонках. В апреле 1922 года он выиграл заезд Збраслав-Йиловиште (сегодня это одна из старейших трасс в Европе) в классе туристических автомобилей. Вскоре после гонки молодые люди обвенчались, и Альжбета Поспишилова, сменив и фамилию, и имя, окончательно стала Элишкой Юнковой.
Медовый месяц они использовали для подготовки к гонке Карловы Вары — Марианске-Лазне. Однако Ченек разбил свой гоночный Mercedes, поэтому пришлось искать машину на замену. Им стал Bugatti T30.
Популярность этих спортивных автомобилей выросла после знаменитой победы Bugatti Type 13 в гонках в итальянском городке Брешиа в 1921 году. Легенда гласит: когда Этторе Бугатти узнал, что его машина направляется в новообразованную Чехословакию, то подумал, что это какая-то азиатская страна. Зато позже стал другом Элишки. Легендарный Bugatti 35B она получила от него на несколько месяцев раньше, чем другие нетерпеливые претенденты, а всего чета купила восемь автомобилей.