Настоящая чемпионка: Мария Ласицкене
Скандалы, интриги, расследования заменили в российском спорте девиз «быстрее, выше, сильнее». Не имея возможности выступать под российским флагом и в очередной раз столкнувшись с угрозой отстранения от международных соревнований, трехкратная чемпионка мира по прыжкам в высоту и лучшая легкоатлетка страны Мария Ласицкене борется за права наших спортсменов.
Чтобы объяснить, что сейчас происходит в российском спорте, нужно вернуться в декабрь 2014‑го. Тогда на немецком телевидении вышел документальный фильм «Топ-секреты допинга: как Россия производит своих победителей». Главные герои расследования, бегунья Юлия Степанова и ее муж, бывший работник Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Виталий Степанов, рассказали журналистам, что в российской легкой атлетике прием допинга — обычное дело для многих спортсменов, а тренеры и чиновники, скажем так, не имеют ничего против. Началось международное расследование, тогдашний директор Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков уехал за границу, где рассказал о подмене допинговых проб во время зимней Олимпиады в Сочи и сообщил о существовании фактически государственной «программы поддержки допинга». О дальнейшем так или иначе слышали все: российские спортсмены лишались медалей, а их самих и их тренеров отстраняли от соревнований.
Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) досталось больше всех: ее дисквалифицировали целиком. Всем бегунам, прыгунам, многоборцам запретили выступать на Олимпиаде в Рио в 2016‑м даже в нейтральном статусе (исключение было сделано лишь для прыгуньи в длину Дарьи Клишиной, которая несколько лет жила и тренировалась в США). С тех пор российские легкоатлеты получают индивидуальный допуск к соревнованиям и выходят под нейтральным флагом, а ВФЛА пытается восстановить свой статус. Но… тут случился еще один скандал. В 2018‑м прыгуна в высоту Данила Лысенко обвинили в нарушении антидопинговых правил: он трижды пропустил тесты и не сообщил о своем местонахождении, как того требует регламент. Чтобы его не отстранили от соревнований, Лысенко предоставил справку о болезни. Как выяснилось — поддельную, и к концу 2019 года речь шла уже не просто об очередных проблемах ВФЛА, а о полном отстранении всех наших легкоатлетов от участия в международных соревнованиях даже в нейтральном статусе.
В последние дни 2019‑го Мария Ласицкене, на счету которой три золота чемпионатов мира по легкой атлетике, написала первое и очень жесткое открытое письмо руководству Министерства спорта и Олимпийского комитета России. Было ли внутреннее расследование после скандала 2015‑го? Кого наказали, кроме попавшихся на допинге спортсменов и их тренеров? Почему тренеры спортсменов, которых поймали на допинге, до сих пор работают? Почему фальсифицируют документы? И наконец, что было сделано для защиты спортсменов от всего этого?