Сверх человек: бета-версия
Esquire пообщался с биохакерами, которые пытаются редактировать гены при помощи собственных изобретений, и узнал, к чему приводят их эксперименты.
В конце ноября 2017 года американский минздрав опубликовал предупреждение об опасных последствиях экспериментов в генной инженерии в домашних условиях: в открытом письме упоминаются риски, связанные с испытаниями самодельных препаратов на людях.
Суета в министерстве началась после того, как биохакеры один за другим стали демонстративно делать себе инъекции непротестированных веществ, чтобы вызвать генетические изменения.
Среди них был и экстравагантный молодой человек по имени Аарон Трайвик. На конференции по биохакингу он забрался на стул, приспустил брюки и публично вколол себе разработанный в собственной лаборатории генный препарат против герпеса. За что ученые из государственных институтов обозвали его психом, а такие же биохакеры, как он, – визионером. Сработало ли лекарство, никто уже не узнает: 30 апреля 2018 года труп Трайвика нашли в вашингтонском спа-центре. Он лежал лицом вниз в наполненной водой камере сенсорной депривации.
Трайвик каких-то пару недель не дожил до результатов последних анализов, по которым стало бы ясно, сработал ли препарат. История его гибели остается загадкой: полиция Вашингтона заявила, что рассматривает версию о насильственной смерти. Ему было 28.
Лекарство от герпеса, которое Аарон Трайвик хотел испытать на себе, было разработано с использованием популярной и сравнительно недорогой технологии направленного редактирования генома CRISPR/Cas9. Последовательность CRISPR умеет запоминать фрагменты ДНК, а белок Cas9 – вырезать их. В 2013 году ученые начали использовать механизм CRISPR/Cas9 для редактирования ДНК, но пока в академической среде эту технологию испытывают на людях осторожно и редко.
Первыми неофициальными экспериментами с CRISPR занялся биогенетик Джозиа Зайнер – с него и пошла мода ставить генетические опыты на себе. Зайнер выглядит как рок-звезда: ряд из десяти колец в каждом ухе, осветленные волосы, выбритые виски, татуировки на руках.
Будучи штатным генетиком в NASA, он разрабатывал бактерии, которые собирались отправить на Марс. В 2015 году, когда ему было 35, он ушел из агентства и основал собственный бизнес. Теперь его компания с претенциозным названием ODIN продает наборы для редактирования генов типа «сделай сам».
Самый дешевый набор в линейке товаров стоит 75 долларов и годится для обучающих экспериментов – например, с его помощью можно вывести флуоресцентные дрожжи, чтобы сварить светящееся в темноте пиво. Биохакер говорит, что такой набор подойдет любому школьнику. Самый дорогой обойдется в 1849 долларов, и, по уверениям Зайнера, с его помощью можно ставить эксперименты лабораторного уровня. Чтобы продавать наборы без проблем с законом, на них наклеивают бирку «не предназначено для непосредственного использования человеком».
Раньше офис ODIN располагался в гараже Зайнера, но недавно переехал в арендованный дом в бедном районе Западного Окленда, штат Калифорния. В компании меньше десяти сотрудников, и для всех это основная работа.
Зайнер любит толкнуть мотивационную речь: «Увидите, через 10–15 лет редактировать гены будет так же просто, как сделать татуировку или ринопластику. Люди будут худеть, лечить облысение, укреплять мышцы, влияя на структуру ДНК. Захочешь – сделаешь свою кожу светящейся, захочешь – изменишь свой запах».
Два года назад он ввел себе раствор, содержащий зеленый флуоресцентный протеин, который производят медузы. Прошлой осенью он вколол в правое предплечье ген, блокирующий выработку миостатина – белка, подавляющего рост мышц. Миостатин вырабатывается у большинства животных. Лабораторные мыши, которым ученые отключили выработку этого белка, больше похожи на крошечных бойцовых собак. Статьи по исследованиям этих мышей Зайнер читал перед инъекцией. Также его согласился проконсультировать профессор Гарварда Джордж Чёрч.