Свидетельство некоего «недоразумения», возникшего между советскими ведомствами

ДилетантИстория

История пропавшего опиума

Этот документ, сохранившийся среди бумаг секретариата Алексея Рыкова, главы правительства СССР с 1924 по 1930 год, — свидетельство некоего «недоразумения», возникшего в 1925 году между советскими ведомствами по поводу одного достаточно деликатного дела.

Станислав Кувалдин

Алексей Иванович Рыков

Об обстоятельствах дела председателю Совнаркома сообщал заместитель председателя Наркомата внешней торговли Моисей Фрумкин. Речь шла о персидском опиуме, бесследно пропавшем во Владивостоке при прямом участии ОГПУ. Как можно видеть из поданной Рыкову записки, опиум поставлялся из Персии при участии советско-персидского акционерного общества «Шарк» (в задачи этого объединения, созданного в 1924 году, входило развитие торговли между СССР и Персией), а также Арменторга.

Записка Фрумкина о поставках опиума в Китай. 24 июля 1925 года

Фрумкин специально упоминает в своей записке фамилию Тер-Габриэляна. Предположительно, речь идёт о Сааке Тер-Габриэляне, бывшем председателе бакинского ЧК и комиссаре по нефти в Бакинской коммуне в 1918 году, который в 1924 году занимал пост представителя Закавказской Федерации при Совнаркоме СССР и, вероятно, каким-то образом курировал участие Арменторга в операции с опиумом. Персидский опиум доставлялся на Дальний Восток и оттуда следовал в Китай. При этом,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении