Миллионный крекинг
Как инженер-химик стал олигархом
Фред Кох делал деньги на автомобильном буме в США, на индустриализации в СССР, на милитаризации фашистской Германии. Его наследникам до сих пор принадлежит и его имя до сих пор носит вторая по величине частная компания США — Koch Industries. Его сын Чарльз, возглавляющий теперь компанию, входит в двадцатку богатейших жителей планеты.
Рожденный в Куане
Фред Чейз Кох родился в Куане. Мало кто сможет ответить, не подглядев в интернете, где находится этот городок. В штате Техас. В 1900 году, когда Фред появился на свет, население Куаны составляло 1651 человек. Отец Фреда был одним из наиболее уважаемых и богатых жителей города. Голландский печатник Хотц Кох приплыл в Америку в 1888 году. В Новом Свете он сменил имя на Гарри. В 1890 году Гарри Кох приехал в Куану и купил городскую газету Quanah Tribune. Кох одновременно был и редактором газеты, и владельцем типографии, в которой она печаталась. В 1897 году он купил конкурирующее издание Quanah Chief и объединил две газеты в одну — Quanah Tribune-Chief. Гарри Кох был главным акционером проходившей через город 188-километровой железнодорожной ветки, открывшейся в 1902 году. Его газета, разумеется, активно рекламировала эту железную дорогу.
У Гарри было два сына — Антон и Фред. Судьба Антона плохо известна, за исключением того факта, что какое-то время он возглавлял рекламную службу в отцовской газете. У Фреда были сложные отношения с отцом. В детстве он как-то сбежал из дома, чтобы стать членом индейского племени команчей. Когда подрос, не захотел заниматься семейным бизнесом. У отца было достаточно средств, чтобы дать Фреду хорошее образование в другой сфере. В 1917– 1919 годах Фред учился в престижном частном Институте Райса (в настоящее время Университет Райса). Затем поступил в не менее престижный Массачусетский технологический институт. В годы учебы он выступал за сборную института по боксу, на втором курсе был избран старостой группы. В 1922 году получил диплом инженера-химика. Тогда это была новая, очень востребованная специальность.
Штат Техас переживал нефтяной бум. С пользующимся высоким спросом дипломом Фред Кох быстро нашел работу по специальности — на нефтеперерабатывающем заводе Texas Company (в 1959 году эта компания сменила название на Texaco) в городе Порт-Артур. Проработал он там недолго. Ему поступило более выгодное предложение — должность старшего инженера в британской Medway Oil and Storage Company. Владелец фирмы называл Коха «лучшим инженером-химиком в мире».
Бизнес в Уичито
В 1925 году Фред Кох вернулся в Соединенные Штаты, где устроился на работу в находившуюся в Уичито, штат Канзас, компанию Keith-Winkler Engineering Company. Компания принадлежала знакомому ему по Массачусетскому технологическому институту П. С. Киту и Льюису Винклеру. Компания была переименована в Keith-Winkler-Koch Engineering Company. Вскоре П. С. Кит покинул фирму, так что история бизнеса даже не сохранила его полное имя. Компания снова сменила название — на Winkler-Koch Engineering Company.
Фирма занималась разработкой новых технологий для нефтеперерабатывающей промышленности. В 1926 году оборудование для термического крекинга, созданное Winkler-Koch, было установлено на нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) компании Garber Refining в штате Оклахома.
В США быстро росло число автомобилей, и, соответственно, стране требовалось все больше топлива. Нефтеперерабатывающие заводы постоянно наращивали мощности. Конкуренция в сфере оборудования для нефтепереработки была высочайшей. В 1926 году на 150 американских НПЗ использовались установки крекинга 33 различных систем. Число патентов, выданных на крекинг-процессы, исчислялось тысячами.
Кох и Винклер также разработали свой крекинг-процесс, о чем партнеры объявили в 1927 году. Компания Universal Oil Products (в настоящее время — Honeywell UOP), в которой работал Винклер до того, как начать собственное дело, заявила, что они лишь слегка модифицировали используемый компанией процесс. В марте 1929 года Universal Oil Products подала в суд, обвинив Winkler-Koch и пользовавшуюся ее оборудованием компанию Root Refining в нарушении патентного законодательства и требуя компенсации за ущерб в размере $50 млн. Судебные иски, всего их было 44, возбудили и другие компании. Винклер и Кох отвергали все обвинения. Они утверждали, что крупный бизнес просто хочет с ними расправиться, так как разработанный ими инновационный процесс более дешев и даже мелкие фирмы, используя его, смогут конкурировать с лидерами нефтяной индустрии.
В 1935 году судья Уоррен Дэвис вынес решение в пользу Universal, потребовав, чтобы ответчики заплатили этой компании за патент и выплачивали регулярное лицензионное вознаграждение. Winkler-Koch и Root Refining сумели достичь договоренности с истцом, выплатив более $1 млн. Но в 1943 году выяснилось, что адвокат Universal, получив гонорар в размере $50 тыс., передал $10 тыс. якобы в долг двоюродному брату судьи Дэвиса. Дело о нарушении патентного законодательства было отправлено на пересмотр. Адвоката исключили из адвокатуры, судью отправили на пенсию.
В марте 1945 года уже Winkler-Koch обратилась в суд, обвинив 11 ведущих нефтяных компаний, в том числе Universal Oil Products, в патентном сговоре и потребовав от ответчиков компенсации в размере $16,95 млн с каждой компании.
Судебная тяжба закончилась в 1952 году. Winkler-Koch сумела отсудить у Universal $1,5 млн.
Ударник первой пятилетки
7 августа 1929 года газета Wichita Eagle вышла с заголовком на первой полосе «Русские миллионы для Уичито». Газета сообщала, что в июле Советский Союз разместил в Соединенных Штатах заказы на рекордную для одного месяца сумму — $20,1 млн. Из этой суммы примерно $3 млн (около $52,5 млн на современные доллары) пришлось на долю компании WinklerKoch. К тому времени у компании уже был один контракт с СССР, но о нем не сообщалось из-за не самой крупной суммы — $100 тыс.
В 1928 году в СССР был разработан первый пятилетний план развития народного хозяйства. Одной из главных задач первой пятилетки была ускоренная индустриализация страны. Нефтеперерабатывающая промышленность входила в число главных направлений развития. Пятилетним планом было предусмотрено увеличить количество вырабатываемых бензинов и масел, при этом улучшив их качественные характеристики. Оборудование и технологии закупались на Западе. За годы первой пятилетки в эксплуатацию были введены 23 установки термического крекинга. Сооружение первой в СССР промышленной крекинг-установки по проекту британской фирмы Vickers (в 1927 году вошла в состав Vickers-Armstrongs) началось в 1926 году. Из-за многочисленных недостатков в промышленную эксплуатацию установку удалось ввести лишь в 1929 году. Еще два агрегата Vickers, установленные на НПЗ в Баку, постоянно ломались.
После этой неудачи СССР обратился к Winkler-Koch. В то время как почти во всем мире в крекинговых установках использовался процесс Карбона Петролеума Даббса (в краже именно этой технологии компания Universal Oil Products обвиняла Винклера), в СССР в большинстве крекинговых установок использовался процесс Винклера-Коха, а сами установки были поставлены компанией Winkler-Koch. Суды в США из-за прав на патент советских заказчиков, вероятно, мало волновали. У продукции Винклера и Коха было серьезное преимущество перед конкурентами — низкая цена.
Установки вводились в строй как на уже существующих в СССР заводах, так и на новых, построенных в годы первой пятилетки.
В 1929 году были подписаны контракты на поставку в СССР восьми установок термического крекинга. В 1930 году, когда в Соединенных Штатах вовсю бушевала Великая депрессия, Winkler-Koch подписала контракт еще на семь установок. В 1931 году в Советском Союзе работало 15 крекинговых установок этой компании — две в Баку, четыре в Батуми, шесть в Грозном, две в Туапсе, одна на Константиновском заводе имени Менделеева в Ярославле (впоследствии завод многократно переименовывался, сейчас носит название «Ярославский опытно-промышленный нефтемаслозавод имени Д. И. Менделеева»). Специалисты Winkler-Koch участвовали в производстве установок, занимались их обслуживанием, компания передала СССР чертежи оборудования и технологии создания крекинговых установок. В Грозном жили 13 сотрудников компании и их жены. Миссис Пол Миллер писала домой, что у русских пользуются огромной популярностью американские пироги. Инженеры компании жаловались на высокие цены и низкое качество номеров в советских гостиницах.