Тренды > Онлайн-кинотеатры
Говорит и показывает кинокомпания Netflix
За последние 20 лет Netflix из небольшой компании, занимавшейся продажей и прокатом фильмов на DVD, превратилась в международную корпорацию с миллиардными оборотами. Между тем революция индустрии развлечений только началась.
Лос-Гатос — одно из тех мест в Кремниевой Долине, о котором, в отличие от Маунтин-Вью или Купертино, до недавних пор было мало кому известно. Оно находится примерно в часе езды от аэропорта Сан-Франциско; выйдя из машины, вы окажетесь в буквальном смысле на краю Кремниевой Долины. Дальше — только горы, по которым проходит южная граница долины высоких технологий. Когда-то, в стародавние времена, еще до основания города, здесь водились дикие представители семейства кошачьих. Отсюда и пошло название «Лос-Гатос», что в переводе означает «кошки».
На первый взгляд городок с 30-тысячным населением кажется чистым и сонным. Кошек на улицах теперь не видно — разве что на эмблеме бутика шляп «Black Cat Hats» в центре города. Зато во время короткой прогулки можно увидеть старинный кинотеатр в стиле пятидесятых, небольшую среднюю школу и сразу четыре церкви, принадлежащие разным христианским общинам. И ничто в этой умиротворяющей картине не указывает на то, что именно здесь находится центр организации, работающей под алым стягом мировой революции.
Наверное, никто не мог предположить, что все зайдет настолько далеко, когда ровно 20 лет назад, 29 августа 1997 года, бывший учитель математики Рид Хастингс и его партнер по бизнесу Марк Рэндольф организовали онлайн-продажу фильмов на DVD с услугой доставки посылок. Однако история показала, что корпорация Netflix не только благополучно пережила пузырь доткомов, но и успешно идет к тому, чтобы полностью перевернуть с ног на голову индустрию развлечений. Компания с самого начала поняла, какие ингредиенты нужны для ее рецепта успеха.
От рассылки DVD до Binge-Watching
Сегодня Netflix, как в техническом, так и в культурном аспекте, представляет собой одну из самых значимых компаний в Кремниевой Долине, а ее влияние распространяется далеко за пределы Калифорнии. Потоковая передача доступна почти по всему миру и охватывает более 98 миллионов пользователей, которые просматривают 125 миллионов часов видеоматериалов Netflix ежедневно.
И это вполне закономерно, поскольку Netflix является не только флагманом потоковой передачи фильмов и сериалов, но и первопроходцем в Binge-Watching, что можно перевести как «просмотр запоем». Традиционного употребления сезонов сериалов по одной серии у Netflix как бы и нет. Раньше поневоле приходилось целую неделю ждать продолжения любимого сериала. Сегодня такой вид трансляции иногда пренебрежительно называют линейным телевидением. Эти времена прошли. А вместе с ними в прошлом осталась и традиция собираться всей семьей в гостиной перед телевизором, словно перед костром. Новая волшебная формула выглядит так: телевидение без привязки к сетке вещания. Сегодня любой может выбрать, когда, как, где и на каком устройстве он будет смотреть интересный сериал — требуется только достаточная ширина полосы. Позволять редакции телеканала определять, в каком ритме смотреть сериал, — в нашем-то высокотехнологичном мире это выглядит как навязчивая опека. Netflix видит свою миссию в освобождении телевизионной аудитории, и крайним выражением этой новой свободы как раз и стал «просмотр запоем».
Разумеется, безудержное потребление фильмов и сериалов не должно стать долговой ловушкой, поэтому Netflix разумно делает ставку на абонентскую модель оплаты. Это одна из важных гарантий успеха корпорации, произрастающая еще из ее истоков — во всяком случае, если судить по мифу об основании компании, который с охотой рассказывает босс Netflix Хастингс. Легенда гласит, что штраф в $40 (2300 рублей) за невозвращенную видеокассету натолкнул его на идею создания собственной фирмы: что, если можно было бы неограниченно брать напрокат кассеты из видеотеки за $30–40 в месяц — без всяких штрафов? Так родилась идея фиксированной ставки за просмотр видео. Компания Netflix стала придерживаться этой модели оплаты и тогда, когда десять лет назад она вместо почты начала использовать для доставки фильмов Интернет. Сейчас за 8–12 евро в месяц (500–800 рублей) пользователи могут вдоль и поперек пересматривать весь предлагаемый контент, что в итоге приносит компании годовую прибыль, составляющую почти девять миллиардов долларов.