Дизайн блюда
В молодости я никогда не думал, что стану поваром, который сам придумывает блюда. Тогда в ресторанах готовили строго по техкартам, и ничего иного мы не знали. Переломный момент наступил, когда благодаря интернету появилась возможность посмотреть, что делают коллеги в других ресторанах по всему миру. Честно скажу — я был в шоке, даже не представлял, что такое вообще возможно…
Как все устроено
Поскольку подростком я занимался футболом, отец научил меня штопать кроссовки и чинить спортивный инвентарь — денег-то на новые вещи не было, — и меня это настолько вдохновляло, что в какой-то момент подумывал стать дизайнером обуви и хотел посвятить этому жизнь. Помню, ребята приносили мне свои бутсы, чтобы поставить на них заплатки, — я понимал, как устроена обувь, и меня увлекал этот творческий процесс. Сапожником я так и не стал, но зато поступил в художественную школу на кафедру прикладного искусства и дизайна среды.
Компьютер помогал мне воплощать разные идеи, так или иначе связанные с дизайном. Я делал сайты, создавал обложки альбомов для музыкальных групп, а для этого самостоятельно изучал незнакомые программы на английском языке. То есть тема творчества всегда так или иначе присутствовала в моей жизни.
Я уже достаточно долго проработал на кухне, когда благодаря интернету нам открылся весь мир. Новые возможности меня вдохновляли. Опять нужно было осваивать какие-то техники, путем проб и ошибок создавать что-то подручными средствами, и тут мне пригодились мои навыки работы руками и умение разбираться, как все устроено. Нужен был некий агрегат — я начинал размышлять, как и из чего его можно собрать. Условно говоря, превратить соковыжималку в аппарат для сахарной ваты в то время для меня проблемы не составляло. Я все изучал, постоянно думал, как сделать пену, сферу или еще что-то в таком духе. В голове возникали рисунки чего-то нового, что хотелось материализовать и подарить миру, — мне это давалось легко, такое творчество в чистом виде.
Палитра шефа
Со временем я понял, что продукты — это мои краски. Но только тут история не про плоский холст с мазками, а про 3D. А в остальном все зависит от фантазии. Возьмем, например, креветку. Простая мысль: какие возникнут ощущения, если съесть ее неочищенной, целиком? Представил, прочувствовал, затем подумал: а как воссоздать ее текстуру в съедобном виде? Ведь должны же быть продукты, которые по упругости и внешним характеристикам в чем-то схожи с креветкой. Допустим, редис вполне может выполнять функцию упругого хитина — сначала раскусишь его, а под ним окажется мягкая креветка. Розовый цвет тоже подходит. Смотрим дальше — у креветки есть усики, а здесь их роль могут исполнить корешки редиса, если их аккуратно зачистить. Глаза — это икра… Истории, построенные по такой логике, и создают дизайн блюда.