Дальневосточная кухня
Кухня нашего края — интересный и неоднозначный феномен. Существует ли дальневосточная кухня как таковая, где ее корни, влияние каких народов сказалось на ее формировании — на эти вопросы пока нет однозначного ответа.
В изучении этого феномена я провожу последний год, навожу исторические справки, вместе с искусствоведами рассматриваю находки на территории Дальнего Востока, которая когда-то включала в себя Маньчжурию, Приморье и Северную Корею. Это считается первым раннеклассовым объединением в наших краях. Одним из коренных народов были нанайцы, о блюдах которых я сегодня и расскажу.
Нанайцы наряду с ульчами и нивхами являются ихтиофагами, то есть народами, которые употребляют в пищу в основном продукты рыболовного промысла. Нанайцам известно несколько видов обработки рыбы для долгого хранения: вяление, замораживание, соление, копчение, квашение. Большое значение в пище нанайцев имели продукты охотничьего промысла. Мясо диких животных также заготавливали впрок путем вяления, соления и копчения.
Летом и зимой нанайцы готовили своеобразную смесь типа винегрета или салата сэвэки — мелко нарезанная отварная рыба, преимущественно частиковых пород, ягоды, рыбий жир, растения (луковицы сараны, лилии, дикий лук, черемша и др.).
У нанайцев была очень распространена заготовка мяса копчением. Для этого строили невысокие вешала, сверху настилали ряд тонких прутиков, на которые подвешивали ленточки нарезанного мяса, разводили огонь и коптили их в потоках теплого воздуха и дыма. Перед употреблением в пищу мясо клали в котел и варили, чтобы восстановить вкус.
Соленое мясо стало готовиться нанайцами только с конца XIX века.
Важное значение в рационе нанайцев имела растительная пища. Съедобные растения употребляли в свежем виде летом, на зиму сушили и солили.
С середины XVII века и до наших дней гастрономическая карта Тихоокеанского побережья России развивалась в несколько этапов.
Первый — кулинарные традиции коренных народов Дальнего Востока (например, отсюда строганина из замороженной рыбы).
Второй — русские и украинские блюда, которые переселенцы адаптировали под местные продукты. Пельмени с кальмаром, борщ из морской капусты или уха из лосося — из этой истории. Нужно сказать, что изгнание коренных народов произошло во времена царской России, когда правительство стимулировало и поощряло переселение населения в Южно-Уссурийский край.
Третий этап, связанный с развитием города-порта Владивосток, вобрал в себя заимствования из китайской (вок), корейской (пянсе и острые закуски) и японской (сырые морепродукты, соусы) кухонь.
Перенесемся в наши дни. Сейчас во всех кухнях происходит смешение культур, и теперь мы наблюдаем широкое влияние коренных народов на вкусовые предпочтения приморцев. Например, приезжая на Дальний Восток, каждый москвич скажет, что блюда местного приготовления разительно отличаются по насыщенности и яркости вкуса от вкусовых предпочтений жителей западного региона.
Во время недавней поездки в Шанхай мы так и не смогли найти блюдо, которое было бы полностью китайским. Большинство содержало перец чили, а он привезен из Южной Америки. А ведь китайская провинция Сычуань славится своими острыми блюдами, в приготовлении используется как произрастающий там сычуаньский перец, так и привозной черный. Вот оно — современное влияние мировых трендов на местную культуру потребления.