Социальные эффекты «занимательной науки» Перельмана

Яков Исидорович Перельман родился 4 декабря (22 ноября по ст. ст.) 1882 года в уездном городе Белостоке Гродненской губернии в семье счетовода и учительницы. На его долю выпала редкая удача – он создал новый жанр: «занимательная наука». Впрочем, это даже не просто вид литературы, это – способ устройства мозговой деятельности огромного количества людей в одной отдельно взятой стране, России. Впрочем, не только в России. Перельман – это Пушкин: попробуйте повторить Пушкина! А попробуйте Перельмана!
Ученый-лесовод
Выпускник скромного Лесного института в Санкт-Петербурге1 (его специальность – «ученый-лесовод первого разряда») активно сотрудничает в журнале «Природа и люди», который выпускался в знаменитом издательстве П. П. Сойкина. В 1910-м году, по инициативе Перельмана, в качестве приложения к журналу начинает выходить иллюстрированный ежемесячник «Мир приключений». А в начале 1918 года в этом журнале печатается научно-фантастическая повесть Константина Циолковского «Вне Земли». Уговорил Циолковского закончить работу над этой повестью и передать ее в «Природу и люди» ответственный секретарь журнала – Яков Перельман. В этом журнале Перельман и сам печатал не только научно-популярные очерки, но и научно-фантастические тексты. Например, в № 24 за 1914 год был опубликован его рассказ «Завтрак в невесомой кухне», жанр которого автор так и определил – «научно-фантастический». И этот термин – «научно-фантастический» – тоже изобретение Перельмана.
1. В Лесном институте, помимо таких специальных дисциплин, как почвоведение, дендрология, лесоводство, лесоустройство, лесная таксация, оценка лесов, лесная технология, преподавались математика, физика, химия, зоология, ботаника, минералогия, метеорология, геодезия (Прим. ред.).
С 1908 года Перельман начинает работать над своей «Занимательной физикой». Книга была готова еще в 1911 году, но П. П. Сойкин все колебался с выпуском – уж слишком необычная по форме подачи материала была эта книга. Наконец в 1913 году в Петербурге в издательстве П. П. Сойкина вышла в свет первая часть этой книги, а в 1916 году – вторая.

«Издание этой книги, вышедшее в 1913 г., встретило заслуженное одобрение; это была действительно занимательная книга, интересная даже для специалиста по физике, – отмечал в рецензии на издание 1916 г. автор фундаментального «Курса физики», член-корреспондент Петербургской академии наук О. Д. Хвольсон. – Как видно из предисловия, второе издание существенно отличается от первого. <…> От всех этих изменений книга, несомненно, еще значительно выиграла. В ней собран обширный и разнообразный материал; изложение ясное и правильное, рисунки замечаний не вызывают; восемь стереоскопических картин, большею частью из области астрономии, выполнены очень хорошо. Никаких ошибок в научном отношении в книге не нашлось»2.
2. Хвольсон О. Д. «Я. И. Перельман. Занимательная физика» // Журнал Министерства Народного просвещения. Часть LXVII. 1917. Февраль. С. 221—222
Книга «Занимательная физика» стала этапной. С нее начался и жанр «занимательная наука», и невероятная, даже по сегодняшним меркам, издательская судьба книг самого Я. И. Перельмана. «Невозможно говорить о научно-популярной литературе, не выделив такую исключительно яркую фигуру, какой был Я. И. Перельман», – отмечал Лев Разгон3.
3. Разгон Л. Э. Волшебство популяризатора. М.: «Детская литература», 1966. С. 35
Нельзя сказать, что Перельман выращивал свою «занимательную науку» на пустом месте. В 1906 году, например, в Санкт-Петербургском издании А. Ф. Девриена вышла книга Б. Доната «Физика в играх. Для юношества». На титульном листе отмечалось: «Обработал кандидат естественных наук Н. П. Комов». Издатель предпослал книге подзаголовок: «С подробным изложением простейших способов изготовления приборов для самостоятельного производства физических опытов».
Сам Я. И. Перельман не скрывал, что некоторые свои опыты и задачи брал из очень популярной книги «Научные опыты и развлечения» французского популяризатора науки Гастона Тиссандье (1880): «…подробное описание ряда “чудесных” физических и химических опытов, с помощью которых вы и ваши дети сможете удивить окружающих, а главное – более глубоко постичь законы природы». Причем Тиссандье подчеркивал специально: «Мы умолчали о таких физических опытах, которые служат лишь забавой праздного общества. Мы поместили только такие опыты, которые, объясняя научным путем, могут быть приведены как точные выводы науки и представляют собой истинно полезное занятие физикой, химией и механикой. Нам думается, что превращать науку в забаву – плохая услуга обществу»4. Кстати, одна из глав в его книге называется «Дом любителя науки».
4. Цит. по: Разгон Л. Э. Волшебство популяризатора… С. 79—80
И такого рода книг, вообще-то говоря, было довольно много. Но вот из «Занимательной физики» Перельмана родился, вернее, в ней он окончательно оформился, именно новый жанр – занимательная наука.
Сам Перельман свой подход к популяризации науки изложил в 1920-м году в рецензии на книги другого известного популяризатора и библиографа Н. А. Рубакина, создавшего в Швейцарии Институт библиопсихологии: «Некоторые авторы, сами плохо владея предметом, стремятся дать читателю лишь поверхностные обрывки знаний, выдавая их за “последние слова” науки. Таковы на три четверти произведения Рубакина».
Впрочем, некоторые адресаты перельмановских рецензий, даже вполне доброжелательные, не забывали иронизировать над коллегой-популяризатором: «Ученый лесовод Я. И. Перельман…». Факт такого эмоционального обсуждения научно-популярной литературы говорит о многом. Например, о том, насколько серьезно подходили в то время к такому, не вполне серьезному, казалось бы, жанру.
