Какие орудия были нужны, чтобы придать одежде изящный, декоративный вид?

Знание – силаИстория

С чего начиналась одежда

Александр Волков

Мы любим говорить о модной одежде, о моде вообще. Но любая мода возникает, когда есть разнообразие в предлагаемых нарядах, достигаемое в том числе благодаря различным фасонам и украшениям, которые делают ее необычной. Так когда зародилась мода на них? Когда люди начали демонстрировать с помощью одежды свой социальный статус? Когда однообразная прежде одежда перестала служить только утилитарным целям и стала предметом эстетики – начала «радовать глаз», «выделять человека из череды подобных»? Когда сама одежда превратилась в броское украшение?

Ученые, исследующие мир первобытного человека, отвечают на этот вопрос так: «Когда появилась возможность изготавливать самую разную одежду... Когда возникли необходимые для этого орудия и средства…». Какие орудия были нужны, чтобы придать одежде изящный, декоративный вид? Когда и как они появились?

Жизнь таилась в игле

По мнению археологов и антропологов, одним из важнейших, но очень недооцененных изобретений, сделанных в каменном веке, стала игла с пробитым в ней ушком, в которое можно было вдевать нити и волокна. Как отметил французский историк Луи-Рене Нужье в книге «Мир пещерных людей», именно благодаря игле мы уже многие тысячи лет носим самую разную и необычную одежду, которую без этой безделицы никогда бы не удалось пошить (L.-R. Nougier. «Die Welt der Höhlenmenschen», 1989).

Костяные иглы первобытных людей

Подобием такой иглы, пусть и металлическим, мы пользуемся и поныне. Лишь с изобретением этого примитивного на вид орудия появилась возможность изготавливать самую разную одежду – можно сказать, изысканную одежду по меркам эпохи палеолита. С такой иглой можно было пошить всё, что мог носить человек при жизни и в смерти – от нижнего белья до погребального покрова.

Появление иглы знаменует переход от утилитарного отношения к одежде к творческому. Прежде люди брали шкуру животного и кутались в нее, чтобы согреться. В то время, в ледниковом периоде, одежда была особенно важна. Без теплой одежды человек непременно погиб бы суровой зимой в тогдашней Европе.

Надевая одинаковую для всех одежду, изготовленную из меха, первобытные люди, эти «голые лягушата» (вспомним слова Киплинга из «Книги джунглей»), уподоблялись тем громадным животным – мамонтам и шерстистым носорогам, – что населяли холодные степи Евразии в ту эпоху.

Теперь же эти люди брали отдельные шкуры или их части и при помощи иглы и нити сшивали их вместе, изготавливая самые разные предметы одежды, которые могли служить статусным целям, показывая ранг человека, облаченного в эту одежду, а также демонстрировали индивидуальность обладателя этой одежды, становились неповторимой частью его облика. Прежде шкуры были униформой всех людей; теперь по одежке, сделанной из них и не только из них, можно было встречать человека и, вопреки присловью, провожать его: он был особенным, человек в этой одежде.

Мода на нее – это ведь гораздо больше, чем сама одежда. Мода, как губка, впитывает смыслы, роящиеся в умах людей, и воспроизводит их в тех же умах, когда перед ними вдруг появляется, например, человек в рваных джинсах или дама в кружевах, рюшечках, бантиках и прочей неживой мишуре. Одежда, которую мы выбираем, говорит и о нашем положении, и о тайных умонастроениях. С ее помощью мы то уравниваем себя с другими, пытаясь раствориться в толпе, а то бросаем вызов окружающим, одеваясь так, что других воротит – и они впрямь отворачиваются от нас, еще и кривясь, чтобы все прочие прочитали в их взгляде: «Ну, это же безумец какой-то!» В конце концов, без одежды определенного типа и стиля в некоторых местах (и учреждениях с институциями) нельзя и вовсе показываться: к примеру, в майке в воинском строю и в мини-юбке в молельном зале не появишься.

Однако так было не всегда. Доисторические люди, как и ранние представители Homo sapiens, если и носили одежду, то самую примитивную – оборачивали тело звериными шкурами. Функция одежды была прагматичной – сохранять тепло. Никакой социальной роли – деления людей на группы – это одеяние не играло. В жарких странах представители племен, по сути продолжающие жить в каменном веке, практически не пользуются одеждой, что поначалу изумляло этнографов, посещавших их.

В 2024 году группа исследователей из Сиднейского университета во главе с Иэном Гиллиганом, автором книги «Климат, одежда и сельское хозяйство в доисторические времена» (2018), обобщила всё, что известно об одежде первобытных людей, о том, как она развивалась и менялась, и опубликовала свой отчет на страницах «Science Advances» (Ian Gilligan et al., «Science Advances», 2024, № 26). Что же любопытного там обнаружилось?

В эпоху плейстоцена, начавшуюся два с половиной миллиона лет назад, предки человека стали использовать примитивные каменные орудия для того, чтобы сдирать шкуры убитых ими крупных животных. Потом со шкур соскребали всё лишнее и носили их на себе в холодную или сырую погоду. Главными подручными средствами в изготовлении этой примитивной одежды служили каменные скрёбла и скребки, коими очищали шкуру от остатков мяса и разглаживали ее.

Настенный фриз В. М. Васнецова «Каменный век» в Историческом музее Москвы (фрагмент). 1881—1885 гг.

Около 300 тысяч лет назад появились каменные орудия, с помощью которых можно было выкроить из шкуры накидку (плащ), плотно прилегавшую к телу.

Около 80 тысяч лет назад первобытные люди стали пользоваться при изготовлении одежды заостренными костяными орудиями, в частности, шилом, резцом, иглой. С их помощью можно было подгонять одежду, то бишь звериную шкуру, точно под фигуру человека, под размер, который ему подходит, чтобы одежда хорошо сидела. В шкуре стали проделывать отверстия и, продевая в них вместо ниток сухожилия животных, тонкие полоски кожи или даже конский волос, стягивали это «допотопное одеяние», чтобы его не продувало ветром или под него не забивался снег.

Наконец, около 40 тысяч лет назад появились костяные иглы с ушком, в которое вдевали «нить». Теперь части одежды можно было плотно сшивать вместе, а значит, придавать одежде очень разнообразный вид. Чтобы соединить две части шкуры в единое целое, надо было шилом прокалывать по их краям отверстия, а потом, вдевая в них те самые «нитки», о которых мы говорили, крепко стягивали края с их помощью.

Самые древние иглы с ушком нашли в Денисовой пещере в Сибири. Предположительно, ими пользовались представители Homo sapiens. Вскоре подобные иглы появляются в различных областях Азии и Европы, на стоянках опять же сапиенсов.

По одежке встречают

Пока не ясно, была ли игла с ушком изобретена где-либо в одном месте и потом распространилась повсюду или ее изобрели независимо друг от друга разные первобытные племена. Как правило, она представляла собой заостренную с одного конца кость (или часть рога). На другом конце было просверлено отверстие, иногда не одно. При помощи такой иглы можно было сшивать вместе выкроенные части кожи или меха.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении