На краю стихий. Архангельск

Север… Богатая, почти не тронутая цивилизацией земля. Города и селения здесь – островки среди бескрайнего лесного океана. Как думали тысячи лет назад, там, где «зеленое море тайги» встречается с суровым Белым морем, и находится загадочный «край света».
Столетия пролетают над Землей. И с каждым поколением являлись смельчаки, готовые заглянуть в неведомый мир, за самый «край земли». Многие из них не возвращались обратно. Но снова и снова мечта зовет людей вперед, к неизведанному, навстречу тайнам и открытиям. И как часто их дорога в огромный мир начиналась отсюда – из первого российского морского порта, Архангельска.
Город-порт – всегда дорога в большой мир. Это выход, лучше даже сказать, некий портал в будущее. Это путь к новым открытиям и новым берегам.
Архангельск – старинный город, расположенный в устье Северной Двины, в 30—35 километрах от ее впадения в Белое море. Именно отсюда, из этих земель, отправился в дальний путь, движимый тягой к ученью, Михаил Ломоносов. Потому что порт – это всегда и врата в познание нового, неизведанного…
У Бориса Шергина есть сказка, «Ваня Датский». В ней говорится о том, как сын вдовы Аграфены в 14 лет убежал на корабле в море, его манили к себе дальние страны, чужие края. Вот так же и будущий ученый, девятнадцатилетний отрок, сын Васильев, из деревни Денисовка (она же – Болото, современное название – Мишанинская), как гласит история, ночью покинул родительский дом и, взяв у соседа Фомы Шубного «китайчатое полукафтанье и заимообразно 3 рубля денег», отправился в дальний путь.
Архангельский край – земли суровые, где человек ведет ежечасную борьбу со стихией. Сколько смелых, отправляясь к дальним берегам, не знают, вернутся ли они обратно. Недаром здесь, на острове Соломбала (ныне – историческая часть Архангельска), установлен камень «Тем, кого не вернуло море»…
Так и отец Михаила Ломоносова, в 1740 году распродав имущество, вышел в путь на корабле – и уже не вернулся. Если вспомнить, что сын его находился в то время за границей, можно предположить, что отец планировал отъезд к нему. Но Василий Дорофеевич, выйдя в море, погиб…
* * *
Начало развития порта Архангельска относится к XVI веку – к эпохе великих географических открытий.
Интересно, что к этому времени Колумб уже совершил свое историческое плавание в Америку. А вот морской путь из Европы в земли Северной Руси европейцам был неведом. В это время Англия, Голландия и другие европейские страны активно искали новые торговые маршруты. В частности, по причине разделения бассейна Атлантического океана на сферы влияния между Испанией и Португалией (Тордесильясский договор от 1494 года).
До эпохи петровских реформ российского флота не существовало как такового. Но даже при наличии флота молодое государство вряд ли могло бы соперничать на море с той же Англией. Иван Грозный вел Ливонскую войну, веря, что она станет способом получить выход к Балтике, – но проиграл ее, – и выходы к морю оставались для Московии закрыты.
Примерно в это же время на севере страны происходит удивительное событие – английский корабль «Эдуард Бонавентура», отправленный на поиски северного пути в Индию и Китай, сбивается с курса, а 24 августа 1553 года его прибивает к дикому и пустынному берегу в дельте Северной Двины. Два других корабля этой флотилии, отправленной британским королем на поиски новых земель, решают остаться до следующего лета в устье реки Варзина на Кольском полуострове. Суровой зимой их экипажи (70 человек) полностью погибают вместе с командующим флотилией адмиралом Хью Уиллоби.
Что касается унесенного бурей «Эдуарда Бонавентуры», то его команде посчастливилось встретиться с жителями небольшого села Нёксима (остров Ягры), которые в тот день занимались рыбным промыслом. Но вид большого корабля настолько испугал рыбаков, что они, побросав снасти и улов, немедленно обратились в бегство. Англичанам пришлось спустить с корабля шлюпку и уже в ней продолжить попытки догнать местных жителей, не желавших идти на контакт. Чуть более общительными оказались насельники соседнего Николо-Корельского монастыря, находившегося рядом, в устье Северной Двины.
От них-то плывший на корабле посланник британской короны Ричард Ченслер с удивлением узнал, что оказался не в Индии, но в холодных землях Северной Руси, где мало кто обитал, кроме волков и медведей. Немногочисленная братия отправила Ченслера сначала в соседний Михайло-Архангельский монастырь, а оттуда – в Москву, к государеву двору.
Иван Грозный, несомненно, был более чем обрадован столь счастливому стечению обстоятельств, которое могло помочь наладить торговые отношения с Западной Европой. Он немедленно дал английским купцам разрешение на свободный въезд и передвижение, право на беспошлинную торговлю и ряд других привилегий. Таким образом, основанное в Лондоне «Общество купцов искателей приключений для открытия неведомых земель, островов и держав» действительно отыскало новый прибыльный торговый путь. А «Московская компания», появившаяся благодаря Ченслеру, просуществовала со времен Ивана Грозного вплоть до 1917 года.
Сам же Ченслер в одном из следующих плаваний погиб у берегов Шотландии, пытаясь спасти московитского посла Осипа Непею, отправленного Грозным в Британию (посол остался жив).
