Рассказ об одежде начинается с Египта...

Знание – силаИстория

Драпированная и накладная. История костюма от древности до наших дней

Наталья Стеркина

Одежда, как свидетельствуют словари, это искусственные покровы человеческого тела. Одежда возникла как средство защиты от неблагоприятных климатических воздействий. Изначально прагматический подход к «искусственным покровам» сочетался с эстетическим.

По истории костюма существует масса книг. Среди прочих вызывает интерес учебно-методическое пособие для студентов О. Е. Плехановой «История костюма, текстильного и ювелирного искусства», изданное в Ижевске в 2009 году. В пособии сказано: «История костюма соотносится с историей нравов и обычаев, анализируется влияние этических норм и эстетических идеалов на формирование костюмных комплексов той или иной эпохи».

Рассказ об одежде начинается с Египта. В Древнем Египте наиболее распространена была одежда драпирующая, то есть состоящая из одного куска ткани (не отрезается, не сшивается). Ткань драпируется вокруг тела, удерживается с помощью застежки, узелков, пояса. Основной частью мужского костюма был передник схенти (ткань, обертывающая бедра и перепоясанная кожаным шнуром). Иногда использовали нарамник1 с синдомом – длинным шарфом, который обертывали вокруг бедер и завязывали спереди так, что концы свисали. Женское платье (калазирис) было накладным, то есть надевалось через голову. Такая одежда может быть и не сшитой – в куске ткани просто прорезается отверстие. Но женское платье было сшито из двух прямоугольных полотнищ. В женской одежде тоже использовался нарамник. Поверх нарамника женщины накидывали тонкий плащ, затянутый узлом на груди и оставлявший открытым правое плечо. Интересная деталь – в то время для украшения одежды применялась плиссировка.

1 Нарамник представляет собой кусок ткани, сложенный пополам, с отверстием для головы.

Схенти и нарамник с синдомом в мужской одежде

Каноны закрепляли определенные костюмные комплексы для различных сословий. В эпоху Древнего царства ткань (лен) красили в красный, голубой, зеленый цвет, использовали растительный, геометрический, зооморфный орнамент. Такой же орнамент был на строениях, посуде, бытовых предметах и считался оберегом.

Женское платье калазирис

Отдельно нужно сказать об одежде жрецов. Высшие жрецы носили, кроме схенти, накидку из нескольких кусков ткани, а на плечах – шкуру леопарда. Младшие жрецы вместо схенти надевали колоколообразную юбку на каркасе. Интересно, что всем жрецам запрещалось носить шерстяную одежду, предписывалось надевать льняную, более дорогую и более удобную в таком жарком климате.

В Древней Месопотамии (современный Ирак), находившейся в долине между двух рек – Тигра и Евфрата, одежду из льна (его производство было ограничено) носили только высокопоставленные особы. Шерсть была универсальной тканью, из которой шили туники, плащи и юбки.

На стиль одежды влияло социальное положение, так же, как и на выбор украшений. Одежда была из ткани более или менее тонкой выделки, украшения вычурные или скромные.

Мужчины всех слоев населения носили канди – рубашку с короткими рукавами. Только у знатных мужчин она была длиннее (почти до ступней) и отделывалась бахромой. Все мужчины носили и перевязь – ее повязывали крестообразно или носили, перекинув через одно плечо. У знати перевязь была широкой и длинной, до колен, и вся украшена бахромой.

Мужской костюм в Месопотамии

Женщины обычно носили платья с открытыми плечами или короткими рукавами, это были свободные, драпирующие фигуру длинные платья. Женщины использовали шали и вуали (покрывали голову и плечи) как из скромности, так и для защиты от солнца. Вышивки, различные декоративные украшения зависели от социального статуса владелицы, как и кольца и браслеты (материал, качество выделки). Очень ярко отличие высокопоставленных особ проявлялось в украшении головного убора: простолюдинки носили простые шапочки, скромно украшенные, знатные дамы – особым образом смоделированные, с богатой отделкой (бисер, перья, бронза, серебро).

Женские костюмы в Месопотамии

Парадный костюм царя состоял из канди из тонкой белой шерсти, обшитой снизу пурпурной бахромой, украшенной сложной вышивкой и различными декоративными аксессуарами.

Ассирийский царь Саргон II и его визирь. Рельеф

Греческий костюм был связан с эстетическим идеалом общества (гармония духа и тела). Прямоугольные куски ткани различной длины и ширины драпировались вокруг тела, ритм, расположение и форма складок диктовались такой архитектурной формой, как каннелированная колонна (ствол такой колонны прорезан вертикальными желобками). Мужской костюм включал в себя хитон и гиматий. Хитон – это кусок ткани, сложенный по вертикали и скрепленный на плечах двумя пряжками фибулами (фибула играла роль и застежки и украшения). А гиматий (или гиматион) – вид верхней одежды, напоминающий большую шаль или плащ. Изготавливался из более толстой ткани (как правило, шерстяной или льняной).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении