Почему он не растёт
Все одноклассники вымахали за лето, а ваш по-прежнему самый маленький. Есть ли у него шансы догнать ровесников?

Пингвин или Бэтмен
Почему нас так волнует рост детей? Традиционно это показатель здоровья и успешности. Нормальный рост означает, что ребёнок правильно развивается, плюс все эти сантиметры дадут ему социальные преференции в будущем.
Исследования подтверждают, что высокие в школе получают лучшие оценки, а потом и лучшие предложения по работе. Среди президентов США тоже больше высокорослых, а если где-то нужно изобразить злодея, скорее всего, он будет коротышкой вроде Пингвина в «Бэтмене». Сам Бэтмен, конечно, канонично рослый.
Дети, особенно с подросткового возраста, про рост тоже всё прекрасно понимают, и в Сети есть множество вопросов от них: мне столько-то лет, рост такой-то, рентгенограмма костей (о ней чуть позже) прилагается, скажите: есть шансы, что я ещё подрасту? Кто каким вырастет, определяется множеством факторов – от наследственности и особенностей пренатального развития до условий окружающей среды. Все эти факторы действуют комплексно: одни стимулируют рост, другие, напротив, тормозят, и далеко не всегда можно предсказать, что в итоге получится. Учёные сходятся на том, что у каждого есть свой потенциал роста, и наша задача – не прыгнуть выше головы, но по максимуму использовать данное природой.
Инструкция по сборке
Основной фактор, влияющий на рост, – генетика. Постоянно делаются попытки высчитать, каков её вклад в итоговый результат, и постоянно получаются разные цифры.
Журнал Nature, например, несколько лет назад писал, что генетика определяет рост на 80%. Но параллельно выясняется, что это, вероятно, справедливо только для развитых стран. Жизнь здесь благополучна, нет проблем с едой и медициной, которые помешают реализовать генетический потенциал. Для развивающихся стран вклад генетики скромнее, примерно 60%. Как раз потому, что окружающая среда не всегда способствует оптимальному развитию.
На сегодня известно около 700 различных генов, определяющих, насколько вырастет человек. Какие-то генетические варианты ребёнок получает от родителей, какие-то мутации происходят в процессе его собственной «сборки».
Есть конкретные гены, которые грубо нарушают рост и развитие – например, мутации в FGFR3 вызывают ахондроплазию, в EVC – синдром Эллиса – ван Кревельда (диспропорционально низкий рост) и т. д. К счастью, такие случаи в популяции редки. Большая же часть генов отвечает за вариативность роста в пределах нормы. Какие-то, например, определяют скорость полового созревания. Обычно это семейная история. И если у папы долго не росла борода, а у мамы поздно начались менструации, ребёнок тоже будет расти неспешно и теряться на фоне рослых ровесников. Но в итоге, если всё остальное хорошо, доберёт положенную норму.