Как соцсети «крадут» наших детей
В конце этого года в Австралии вступает в силу закон о запрете использования соцсетей детьми до 16 лет. В России детям и подросткам тоже собираются ограничить доступ к социальным медиа. Поможет ли это вернуть то, что крадут у них смартфоны?

К 13 годам у 90% подростков есть аккаунты в соцсетях, где они в среднем проводят по 2,5 часа в день. Ближе к 17 годам аккаунты появляются практически у всех, а время, проведённое в Сети, увеличивается до 5–6 часов в сутки. Каждый пятый, по данным Pew Research Center, использует социальные медиа «практически постоянно».
Где мой тупофон
Ещё лет 20 назад многие родители были уверены: если ребёнок не слоняется по улице, а мирно сидит за компьютером, всё под контролем. Но оказалось, что отпустить деточку в Интернет без родительского присмотра – всё равно что оставить одного посреди криминального района. Почти. Современные родители очень тревожатся за безопасность детей. Считается, что запрет убережёт их от негативного контента, снизит риск компульсивного поведения и в целом «вернёт детство, которое крадут телефоны». Многие дети с таким планом спасения наверняка не согласятся, будут бунтовать и пытаться обойти запреты. Для поколения альфа и младших зумеров экраны и технологии – часть жизни с самого рождения. Там они как рыба в воде – общаются, развлекаются, учатся, играют в игры, находят хобби, слушают музыку, смотрят ролики, самовыражаются, узнают новости и тренды. Их самоценность измеряется в лайках и комментариях. Они это хорошо понимают и придумывают ироничные мемы вроде «я как личность не существую без wi-fi».
Но вот что интересно: один из актуальных трендов этого года – «тупофоны», или кнопочные телефоны без выхода в Сеть. Потому что даже привычные к технологиям детишки устают от бесконечного потока информации и устраивают себе цифровой детокс. Но ненадолго и не все: соцсети могут вызывать полноценную зависимость.
Кроличья нора
Цифровые платформы создают образованные люди, которые знают основные принципы работы человеческого мозга и умеют зацепить конкретного пользователя. Как в выступлении на Ted.com выразился дизайнер Тристан Харрис, работавший в отделе этики Google, «горстка людей из технологических компаний ежедневно управляет мыслями миллиардов людей».
Чем больше времени человек проводит на платформе, тем больше на нём можно заработать. Поэтому главная цель – захватить внимание и удержать у экрана. Ради этого современные медиа научились взламывать систему вознаграждения в мозге пользователей.
У каждого человека есть потребность в новизне, это базовая настройка. Чем больше знаем о мире, тем лучше можем к нему приспособиться. Правильное «поисковое» поведение подкрепляется выработкой дофамина. Соцсети прекрасно умеют использовать эту особенность. Сидя перед экраном, вы получаете свой дофамин, но не за то, что узнаёте и осваиваете полезное, а за то, что смотрите бесконечные рилзы и шортсы.
При просмотре этих коротких видео человек попадает в дофаминовую петлю. Вроде на минуточку зашёл в приложение – а очнулся через час. Словно провалился в кроличью нору! Причём дети и подростки – самые уязвимые пользователи. Их мозг ещё не до конца сформирован, им труднее себя контролировать, они больше склонны к компульсивному поведению. Именно поэтому соцсети неплохо на них наживаются.

Зависимость от соцсетей рассматривается ВОЗ как частный случай цифровой зависимости. Это пока ещё не официальный медицинский термин, но, видимо, всё впереди: игровая зависимость уже упоминается в МКБ-11.
Попался!
Принципы, по которым работают дофаминовые ловушки, были придуманы не сегодня. Но современные платформы используют их по максимуму.
В 40-е годы прошлого века американский бихевиорист Беррес Фредерик Скиннер поставил серию опытов на голубях и выяснил, что их можно заставить выполнять определённые действия с помощью положительных стимулов. Постучал в стекло – получил корм. При этом обнаружились интересные подробности: для закрепления нужного поведения награда должна быть непредсказуемой. Если голубь точно не знает, когда получит корм, он будет часами биться в стекло. Скиннер предполагал, что с людьми это тоже сработает.
