На мели

В 2025 году Каспий оказался в центре внимания общественности не только пяти прикаспийских стран: России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана, — но и всего мира. Причиной тому — рекордное снижение уровня моря. Минус 29,21 м по Балтийской системе высот — это абсолютный минимум за всю историю наблюдений. По экспертным прогнозам, к концу столетия водоем уменьшится на треть.
Почему Каспий мелеет, что будет с его хрупкой флорой и фауной и как весь этот процесс повлияет на жизнедеятельность человека?
Расположенное на южной границе Европы и Азии Каспийское море — крупнейший на планете внутриконтинентальный водоем, не имеющий естественного выхода в Мировой океан. Рукотворный выход есть — через Волго-Донский судоходный канал. На картах Каспий обозначен как море, но раз отсутствует связь с Мировым океаном, значит, озеро. При этом оно огромное и соленое, а дно имеет океаническую структуру, а точнее, земную кору океанического типа.
Споры о том, что же это за природный объект, велись давно. При этом дискутировали не только ученые (на стыке геохронологии, исторической геотектоники, палеонтологии, морской биологии и т. д.), но и представители власти, чьи геополитические интересы сходятся в этой точке координат. С юридической точки зрения, к морю применяются положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, а к озеру — принципы разделения территории, используемые в отношении трансграничных озер. Учитывая богатейшие топливно-энергетические ресурсы региона и его уникальное биоразнообразие, необходимо было выработать решения по использованию Каспия, которые в конечном счете устраивали бы всех.
В 2018 году главы стран «каспийской пятерки» подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря — международный договор, по которому это не озеро и не море, а «окруженный сухопутными территориями сторон водоем».
Впрочем, обитателям Каспийского моря все равно, как оно называется. Его биологические ресурсы неповторимы. Взять хотя бы единственного в своем роде каспийского тюленя, занесенного в Красную книгу России. Или восхитительный лотос каспийский — жемчужину региона и, к сожалению, тоже резидента федеральной Красной книги. О них чуть позже. В общей сложности Каспий является домом для более чем 850 видов животных и 500 видов водных и прибрежно-водных растений.
Еще во времена Ивана Грозного каспийские рыбаки привозили в Москву к царскому двору осетровых рыб. При Петре Великом в Астрахани учредили государеву «Рыбную контору», контролировавшую отлов и поставку рыбы в столицу. Именно с этим регионом связано развитие в России такого вида рыбного хозяйства, как осетроводство, зародившееся здесь в 1869 году. Сегодня ихтиологи насчитывают тут свыше 150 видов рыб; в их числе имеющие важное промысловое значение белуга, севрюга, стерлядь, судак и, конечно же, осетр, а также эндемики: персидский осетр, белорыбица, каспийская минога, каспийский лосось, каспийский усач и другие.
Что происходит?
С конца XX века уровень Каспия снижается. За последние 20 лет его площадь сократилась примерно на 34 тыс. кв. км, а это чуть больше площади Байкала. Руководители прикаспийских государств бьют тревогу, предрекая миллионам местных жителей судьбу климатических беженцев.
Обмеление видно невооруженным глазом: в некоторых районах береговая линия отступила на десятки километров, обнажается дно. Там, где еще недавно были лагуны и заливы, теперь можно ездить на автомобиле. «Структурные изменения природной среды происходят по всему побережью Астраханской области, Калмыкии, Дагестана», — поделился Кирилл Литвинов, заместитель директора по научной работе Астраханского государственного биосферного заповедника. В 2025 году ученые подтвердили появление нового острова на севере Каспийского моря, в 30 км от острова Малый Жемчужный. Изначально он был замечен на снимках из космоса, а позднее в результате комплексной экспедиции сотрудников Астраханского заповедника, ИО РАН и Каспийского филиала ИО РАН удалось добраться до него по воде.
В портовых городах затруднены грузоперевозки: для входа судов приходится регулярно проводить дноуглубительные работы. А жители некоторых сел столкнулись с дефицитом пресной воды.
