Вспоминая настоящее
Новые экспозиции Москвы и Петербурга
Конец осени. Куда ни пойди — в музей, где с комфортом обустроилось уличное искусство, в галерею, где широко представлена коллекция «мирискусников»,— все толкает на размышления о пройденном пути.
«5 углов. Пять коллекций искусств уличной волны»
Ruarts Foundation
до 10 мая 2026
Стрит-арт в стенах галерей и музеев сегодня никого не удивляет: художники, которые часто начинали творить полулегально под открытым небом, теперь полноправные игроки арт-рынка, их работы — часть солидных собраний. Новому положению от силы десяток лет, и во многом ему мы обязаны коллекционерам, которые упорно делают выбор в пользу уличного искусства, собирая по крупицам знаковые работы и сохраняя его историю.
Фонд Ruarts, как обладатель одного из крупнейших собраний российского уличного искусства, объединил в проекте «5 углов» пять частных коллекций, чтобы представить это арт-направление глубоко и многогранно — с разных точек зрения.
Гостей встречает трехметровый «Боксер» (2018) Дмитрия Аске, нацелившийся на кирпичную стену,— изюминка коллекции основателя фонда Ruarts Марианны Сардаровой. Ее собрание музейное: ключевые имена, разные техники, масштабные проекты. Есть понастоящему культовые вещи вроде трансформаторной будки с граффити «Катастрофа наших дней» (2018) от ZOOM.
У каждого коллекционера свои приоритеты. Галеристка и соосновательница биеннале уличного искусства «Артмоссфера» Сабина Чагина выбирает яркие работы и высказывания — в ее собрании много красок и хлестких слоганов. Издатель тиражного искусства Эльчин Али-заде делает ставку на дерзких экспериментаторов вроде Кирилла Кто и популяризирует их творчество. Артдиректор Ruarts и куратор выставки Катрин Борисов субъективно предпочитает абстракцию и тонкую эротику в уличной культуре. А художник и коллекционер Дмитрий Аске выделяет среди коллег талантливых рисовальщиков.
Всего на выставке более 150 произведений от 63 художников. Причем многие из них представлены в каждом из пяти собраний и в финальном зале с выборкой фаворитов от всех коллекционеров. «Это значит — пласт „классиков“ российского искусства уличной волны уже сформирован, случайные художники не попадают во все коллекции»,— объясняет Катрин Борисов.
