Волна, которая окатила всех
Путеводитель по истории самого известного японского произведения искусства
22 ноября на торгах аукционного дома Sotheby’s в Гонконге будет продана «Большая волна в Канагаве» Кацусики Хокусая из коллекции музея бизнесмена Кадзуо Окады. Это один из 113 оттисков гравюр, сохранившихся до наших дней, и один из самых ранних, выполненных самим художником. За 200 лет «Большая волна» стала знаковым изображением на родине и одним из самых часто воспроизводимых произведений искусства в мировой истории.
1. «Большая волна в Канагаве» появилась благодаря долгам и цензуре. В 1830 году 70‑летний Кацусика Хокусай оказался разорен. Его внук влез в долги, которые художник был вынужден выплачивать, сам Хокусай перенес инсульт и из‑за кредиторов был вынужден покинуть свой дом, поселиться при буддийском храме и жить впроголодь. Бедственное положение было связано, вероятно, и с ужесточением цензуры. Уже давно запрещенные эротические рисунки в жанре сюнга окончательно вытеснили в подполье. А популярные гравюры о легкой и праздной жизни большого города, изображающие будни актеров кабуки, борцов сумо, гейш и других героев эпохи, запретили. Такие сюжеты когда‑то приносили Хокусаю основной доход. Теперь самым безопасным жанром оказался пейзаж. И он договорился об издании серии гравюр «36 видов горы Фудзи». Одним из первых отпечатанных листов стала «Большая волна в Канагаве».
2. Гравюра может иметь религиозный смысл. В том, что центром серии «36 видов горы Фудзи» Хокусай сделал самую высокую гору Японии, некоторые исследователи видят указание на его духовные убеждения. У подножия этого вулкана в XIII веке был построен храм Тайсэкидзи, ставший домом буддийской школы Нитирэн. Ее последователи, к которым относился и Хокусай, отказались от многочисленных ритуалов в пользу почитания одного священного текста — «Лотосовой сутры». Фудзи для Хокусая была духовным центром, и запечатление в гравюрах жизни
