О ярмарке |catalog|, молодых художниках и вечных темах в искусстве

WeekendКультура

«Наша задача как ассоциации — выявлять барьеры, которые мешают развитию рынка»

Софья Троценко о ярмарке |catalog|, молодых художниках и вечных темах в искусстве

Беседовала Анна Черникова

Софья Троценко

В Москве только что завершилась ярмарка современного искусства |catalog|. А Ассоциация галерей (АГА) представила исследование российского арт-рынка. Обо всем этом Weekend поговорил с основательницей Центра современного искусства «Винзавод» и соучредительницей ярмарки |catalog| Софьей Троценко.

В России стремительно растет количество событий на арт-рынке: ярмарки, выставки, биеннале. Хорошо ли это? Нет ли риска, что в какой‑то момент это начнет вредить — и формированию цен, и отношению к художникам и их работам?

Что плохого в доступности искусства? Самое главное, чтобы у человека формировался вкус, возникало желание быть вовлеченным, приобщаться. И чтобы, как следствие, формировалось понимание ценности искусства. Потому что оно складывается из разных моментов. Первый — это символический капитал, то, что делает искусство важной частью нашей жизни, то, что мы видим в музеях. Это зрительское восприятие культурного наследия — и даже неважно, речь про современное искусство или про классику. Второй — это уже ценность в контексте ценообразования: искусство как элемент арт-рынка.

❶ САМУИЛ. «Потенциал человеческого духа», часть 2, 2025. ❷ Оксана Афанасьева. «В детстве я боялась», 2025.

Это все звенья одной цепи. И я приветствую любые способы пополнять копилку знаний, что искусство — это здорово и это важно. Ведь, как известно, насмотренность перерастает в способности оценивать, что хорошо, а что плохо. Поэтому чем больше у людей будет возможностей смотреть на искусство, оказываться в него вовлеченным, ходить в музеи, на выставки, покупать работы, тем лучше.

Потому что тогда искусство перестает быть просто произведением, на которое можно лишь смотреть издалека. И приходит осознание, что сегодня есть шанс стать его обладателем. А если вы готовы сделать искусство частью своей жизни, то вы уже не сможете впустить в нее что‑то плохое. Так формируется позитивное отношение — и к искусству, и к жизни в целом. Чем больше искусства, чем больше у людей возможности к нему приобщиться в той или иной степени, тем лучше. Плохого ничего точно не будет.

Только что завершилась ярмарка |catalog|, в которой вы выступаете соорганизатором. Чем она запомнилась?

|catalog| — это, с моей точки зрения, важнейший элемент в системе искусства. Ярмарка — проект Ассоциации галерей, в которой я соучредитель. Это объединение профессиональных участников рынка. Официально считается, что этому рынку около 30 лет — отсчет его истории ведется от 1988 года. И когда Ассоциация галерей возникла пять лет назад, она поставила себе одной из основных задач формирование этого рынка, правил работы на нем. Одним из первых документов, который мы выпустили, был «Кодекс этики».

В последние два года мы активно работаем над темой ценообразования, как корректно должна формироваться цена на произведение искусства. То есть наша задача как ассоциации — выявлять барьеры, которые мешают развитию рынка. И стараться их системно нивелировать, а также общаться, формировать экспертное мнение по разным поводам. Чтобы у тех, кто вовлечен в рынок,— художники, галеристы, кураторы, коллекционеры — была единая система координат: что такое российский арт-рынок, кто его участники, как на нем определяются цены и какие вообще там действуют правила?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении