Искусство в объеме
Новый музей в квартале Зиларт
2 декабря в Москве тремя крупными выставочными проектами начала работу новая институция — музей «ЗИЛАРТ», созданный коллекционерами Андреем и Елизаветой Молчановыми. Эта площадка задумана основателями как пространство, где коллекционирование осмысляется как культурная практика и происходит диалог между эпохами, медиумами и художественными школами.
Пятиэтажное здание с трансформируемыми выставочными пространствами и общественными зонами спроектировал совместно с бюро СПИЧ архитектор Сергей Чобан, чей послужной список включает ряд музеев и галерей в Европе, башню «Федерация», «ВТБ Арену» и многочисленные жилые и офисные здания.
Современное искусство требует воздуха и масштаба — и интерьеры музея «ЗИЛАРТ» в полной мере отвечают этому условию. Огромные залы, где вполне можно было бы провести футбольный матч, подходят как для крупных и тяжелых инсталляций, так и более камерных выставок, для которых внутри будет возводиться своя архитектура, отражающая идею проекта. Большая выставка скульптуры — один из трех проектов открытия — занимает два этажа здания и построена как раз на работе с обширным пространством, которое позволяет выстроить неожиданные смысловые и визуальные связи.
Стилевым лейтмотивом всего здания стала медь — материал, который отсылает одновременно и к промышленной истории (раньше на этой территории находился завод ЗИЛ), и к истории человечества. При этом медь живет своей жизнью, меняя фактуру и цвет при взаимодействии со средой, подобно тому как искусство, особенно современное, существует в постоянном диалоге со своим окружением, обществом и отдельными людьми. В случае со зданием «ЗИЛАРТ», расположенным на бульваре братьев Весниных, разговор в буквальном смысле выходит на улицы — они тут носят имена Кандинского, Родченко, Татлина, Лисицкого, Лентулова и других авангардистов.
Первые экспозиции музея занимают в общей сложности четыре этажа — и этот масштаб в полной мере соотносится с амбициозностью институционального замысла.
Weekend познакомился с выставками до открытия, когда они еще были в процессе монтажа.
Снятые с пьедестала
Выставка «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве» знакомит с петербургской скульптурой второй половины XX века, до сих пор не получившей должного внимания, показывая ее в диалоге с произведениями московских авторов, живописью и графикой шестидесятников.
Создатель экспозиции архитектор и художник Юрий Аввакумов собрал в одном пространстве монументальные и жанровые работы от одного из главных мастеров петербургской школы Михаила Аникушина до ныне живущих скульпторов. Советский классик представлен на выставке монументальным «Спортсменом», созданным к Олимпиаде‑80.
Продолжатели той же традиции строгих и сдержанных форм — Любовь Холина и Александр Игнатьев. В экспозиции можно увидеть эскизы Холиной к памятнику Федору Достоевскому в Петербурге. Пластика же Михаила Ершова и Евгения Ротанова насыщена отсылками к целому спектру культурных пластов, от архаики до модернизма Генри Мура и Альберто Джакометти.
Дмитрий Каминкер — представитель следующего поколения. Он свободно обращается как с традиционными бронзой и гранитом, так с и папье-маше и редимейдами, почти всегда с иронической интонацией. Его объекты рассчитаны на непосредственный контакт — в некоторые зритель может буквально войти. Роберт Лотош также смещает акцент от скульптуры к объекту: герои его повествовательных жанровых серий — матросы, женщины с колясками, горожане. А его промышленные объекты — мотоциклы и швейные машинки из камня и шамота — парадоксальным образом подчеркивают природу натурального материала.
