Как K-pop стал самым успешным политическим и бизнес-кейсом ХХI века

WeekendБизнес

Экспортный продукт

Как K-pop стал самым успешным политическим и бизнес-кейсом ХХI века

Текст: Милена Двойченкова

BTS на American Music Awards 2017 в Лос-Анджелесе. Фото: Kevin Winter / Getty Images

Корейская музыка, постепенно полностью покорившая мир,— высокотехнологичный, строго контролируемый проект и эффективный инструмент «мягкой силы», чей триумф обеспечили четкая бизнес-модель, глубокое понимание психологии и цифровизация. Сегодня одна только группа BTS приносит экономике Южной Кореи миллиарды долларов — больше, чем некоторые крупные корпорации. Как индустрия, где артистов годами готовят к славе как олимпийских спортсменов, создала настолько глобальный феномен?

В декабре BTS стала первым музыкальным коллективом, получившим премию «Доброе пожертвование Республики Корея». Ее вручают компаниям, организациям и частным лицам, активно участвующим в благотворительных инициативах. Отмечена группа за участие в создании программы по поддержке психического здоровья детей и подростков в более чем 150 странах. Совместно с фанатами BTS собрали для нее пожертвований на сумму $6,3 млн. Это и многое другое было запрограммировано 27 лет назад.

В 1998 году, преодолевая последствия тяжелого экономического кризиса, Министерство культуры Южной Кореи начало предоставлять колледжам и университетам стипендии и оборудование для развития факультетов культурной индустрии. Это стало частью амбициозного плана по развитию «халлю» — феномена «корейской волны», то есть стратегии глобального продвижения национальной культуры и ее превращения в экспортный актив. Объем государственного финансирования отрасли был существенно увеличен — с $14 млн в 1988 году до $84 млн к 2001-му, центральным же элементом экспорта стала популярная музыка.

Фундамент для будущего музыкального прорыва был заложен еще в начале 1990-х, когда группа Seo Taiji And Boys совершила переворот в местной музыкальной индустрии, смешав западные хип-хоп-биты с социально окрашенными корейскими текстами. Их успех продемонстрировал потенциал гибридного звучания, ориентированного на молодежь. Поворотный момент наступил в 2000-е, когда корейская поп-музыка, или K-pop, начала планомерное распространение за пределы Азии. Уникальность индустрии заключалась в ее эклектичной формуле: заимствование узнаваемых западных стилей и их ассимиляция с местной эстетикой, что создавало на международной арене эффект свежего звучания.

В 2012 году стратегия продвижения корейской культуры, которая до этого в основном ограничивалась азиатским регионом, получила мощное глобальное подтверждение: клип певца Psy на песню «Gangnam Style» стал интернет-феноменом, первым в истории видео, набравшим миллиард просмотров на YouTube. Сингл продержался в американском хит-параде Billboard Hot 100 31 неделю, достигнув второй позиции. Его успех стал для индустрии K-pop доказательством жизнеспособности и глобального потенциала всей бизнес-модели.

Прорыв K-pop на американский рынок, критически важный для признания жанра в мире, совпал по времени с торговой войной между США и Китаем, начавшейся в 2018 году. Это открыло корейским компаниям возможности для замещения китайских товаров на американском рынке, что стимулировало экономический рост Южной Кореи и, как следствие, усилило ее культурное влияние.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении