Вернутся ли люксовые бренды в Россию и почему люди все меньше об этом переживают
Прошло почти три года с тех пор, как люксовые бренды заявили об уходе из России. Кажется, что паника по этому поводу давно утихла: потребители и бизнес адаптировались к новой реальности. Как обстоят дела в этом сегменте рынка сейчас, и вернется ли к нам иностранный люкс, выяснила для «Инк.» эксперт в сфере маркетинга, владелица креативного агентства Canoe Анастасия Лопатина.
После 24 февраля 2022 года многие люксовые бренды объявили об уходе с российского рынка. Одни выполнили обещания, другие приостановили деятельность, но по-прежнему платят аренду за премиальные торговые площадки Москвы и Санкт-Петербурга. Изделия третьих представлены через параллельный импорт на маркетплейсах и в предложениях байеров.
На место реально ушедших пришли компании из Китая и Южной Кореи. Опустевшие ниши заняли амбициозные отечественные торговые марки. Потребители постепенно привыкают к переменам, поэтому европейскому и американскому люксу возвращаться будет не просто. Делать это придется уже в другой России с новой целевой аудиторией.
Уходя — уходи
В марте 2022 года с российского рынка стали уходить крупнейшие мировые компании. По данным CXG, более семи десятков люксовых брендов ответили демаршем на политические события конца февраля. Среди них Apple, Audi, Cadillac, Ericsson, Harley Davidson, General Motors, Jaguar, Nike, Porsche, Mercedes и другие. К ним присоединись luxury бренды моды: Rolex, Coty, Salvatore Ferragamo полностью прекратили бизнес в России. Burberry, Prada, Hermes и другие бренды приостановили деятельность в стране до лучших времен.
Только 372 или 10% крупных компаний к 2023 году полностью ушли из России. В конце зимы 2024 года к ним присоединились еще 18. По данным IBC Real Estate, 73% люксовых международных брендов одежды, обуви, ювелирных изделий, часов продолжают работу в России. Из них 39% не завозят новые товары, но, как Chloe и Balmain, продают изделия предыдущих коллекций в московском ЦУМ.
По данным Statista, в 2025 году выручка от продажи предметов роскоши (ювелирные изделия, часы и очки, одежда и обувь, кожаные изделия класса люкс, престижные ароматы и косметика) в России составит $2,30 млрд.
Параллельный импорт
Поначалу уход люксовых брендов вызвал у россиян шок. Но, то, что для одних проблема, для других — возможность. Многие известные бренды предлагают россиянам новые коллекции через параллельный импорт. Поставки идут через маркетплейсы и байеров, чьи контакты передают из рук в руки. Значительная часть предметов роскоши, включая автомобили, поступает в РФ через Центральную Азию и Кавказ.
