Мотивация остаться
Сотрудники финансовой сферы со стажем работы в одной организации 6–10 лет чаще других сталкиваются с «потолком» и перестают видеть возможности карьерного развития. Для их удержания банки не только развивают горизонтальные переходы, но и предлагают программы обучения и менторства
Уровень удовлетворенности зарплатой у сотрудников финансовой сферы остается высоким, но люди все чаще ощущают, что достигли предела возможностей: каждый 20-й работник прямо пишет о карьерном потолке, когда у него заканчиваются возможности для профессионального развития. К таким выводам пришли аналитики сервиса Dream Job, изучив отзывы сотрудников финансовой сферы за II и III кварталы 2025 г. Исследование есть у «Ведомости. Капитала».
Если у сотрудника нет понятных ступеней роста, горизонтальных переходов, образовательных треков и прозрачных правил игры, стагнация наступает неизбежно, говорится в исследовании: в таком случае даже высокая зарплата не компенсирует ощущение, что двигаться дальше невозможно. Самая уязвимая группа – сотрудники со стажем 6–10 лет, так как обычно к этому времени они достигают предела своих профессиональных возможностей.
Как формируется потолок
На первых этапах – до года – сотрудник только осваивается в профессии и формирует ожидания. С 1 до 3 лет удовлетворенность доходом держится на уровне 4,8 – в этот период у человека появляются первые достижения и он ощущает свое развитие внутри компании. Дальше, с 3 до 6 лет, показатель растет до 4,9 – это пик вовлеченности и доверия к работодателю, когда сотрудник активно развивается, осваивает новые задачи и регулярно получает прибавки.
Перелом наступает на 6–10-м году работы, отмечают в Dream Job: именно здесь фиксируется снижение удовлетворенности до 4,7 балла, а упоминание потолка в карьере достигает максимального значения среди всех групп. К этому моменту человек уже уверенно стоит в профессии, но видит, что ближайших ступеней почти нет, а зарплатная динамика замедляется. Именно это сочетание опыта, ответственности и отсутствия новых сценариев делает период от 6 до 10 лет самым чувствительным к стагнации, говорится в исследовании.
После 10-го года ситуация стабилизируется: удовлетворенность снова поднимается до 4,9 балла и выше. На долгом горизонте остаются либо достигшие должности руководителя, либо специалисты, для которых текущая роль стала устойчивой профессиональной позицией, отмечают в Dream Job. HR-бренд перестает терять очки, но удержание новых кандидатов стоит дороже.
Помимо трудового стажа профессиональная траектория в финансовой индустрии также напрямую влияет на то, как быстро человек сталкивается с потолком, пишут авторы исследования Dream Job. Аналитические и проектные роли дают более длинный коридор роста, в то время как позиции фронт-офиса, клиентского блока и бухгалтерии достигают точки насыщения раньше. Это различие формирует восприятие справедливости компенсации и напрямую влияет на лояльность сотрудников даже в высокодоходном секторе.
Деньги – не главное
Безусловно, для опытных сотрудников денежная мотивация не является ключевым фактором удержания, говорит директор по персоналу и организационному развитию «ОТП банка» Наталья Рощина. Даже если есть существенный рост зарплаты, вопросы четкого карьерного развития, долгосрочное сотрудничество, интересные амбициозные проекты всегда будут перевешивать, отмечает она.
