Эдуард Веркин рассуждает, чем young adult отличается от подростковой литературы

ВедомостиРепортаж

Эдуард Веркин: Литературе не особо требуется спасение

Николай Корнацкий
пт. 19.09.2025

Фото: пресс-центр издательства «Эксмо»

Одна из самых обсуждаемых новинок года, попавшая в лонг-лист премии «Ясная Поляна» и шортлист «Большой книги» – «Сорока на виселице» Эдуарда Веркина. 500-страничный роман-головоломка в научно-фантастическом сеттинге, напоминающем миры братьев Стругацких и Станислава Лема, – не такое уж далекое будущее, где все базовые проблемы решены, нет войн, бедности, космические корабли бороздят просторы Вселенной и заселяют другие звездные системы. Одна беда – человечество уперлось в очевидный экзистенциальный тупик.

Вдруг на одной далекой планете созывается первое за столетие заседание Большого Жюри – коллегиального органа, который принимает важнейшие решения, обязательные для всего человечества и не подлежащие пересмотру. Повестка встречи держится в тайне. Главный герой книги – простой парень Ян, который неожиданно получает приглашение стать участником Жюри, хотя он не светило науки, не философ и не звездный первооткрыватель и вообще не знаменитость, а спасатель, который присматривает за туристами-походниками в заповеднике на Земле.

Книга уже разошлась тиражом в 7000 экземпляров. Это третий «взрослый» роман писателя – после «Острова Сахалин» (2018 г., тираж – 18 500 экземпляров) и двухтомника «снарк снарк» (2022 г., 13 000 экземпляров). Ранее Веркин писал преимущественно прозу для подростков: от хорроров из серии «Страшилки» до фантастики в духе Кира Булычева «Звездолет с перебитым крылом». Большой успех имел и его детский исторический роман про Великую Отечественную «Облачный полк» (2012) – книга была отмечена премиями Крапивина, Белкина, Бажова и номинацией «Ясной Поляны».

В интервью «Ведомостям» Эдуард Веркин рассуждает, чем young adult отличается от подростковой литературы и что общего между наукой, религией и поэзией, а также рассказывает, как пионерские страшилки привели его в литературу.

«Дальше будет интереснее»

– Во время чтения романа «Сорока на виселице» в голову приходит масса ассоциаций – «Улитка на склоне» Стругацких, «Солярис» Лема. Наверное, «Волшебная гора» Томаса Манна. Вам что-то из этого близко самому?

– Из перечисленного – «Солярис». «Волшебная гора» похожа внешне, но на нее много что похоже. «Улитка на склоне», по-моему, не похожа вовсе – по выходу на проблему гораздо ближе «Волны гасят ветер». По сюжету, как всякий роман-катастрофа, – «Далекая Радуга».

Влияние Стругацких и Лема бессмысленно отрицать – я, как и многие, любил фантастику в детстве, читал ее при всякой возможности. Стругацких прочитал в больнице, на каникулах после четвертого или пятого класса, – [повесть] «Парень из преисподней». До этого я читал много фантастики, но это было нечто иное, впервые я почувствовал, как стирается стена между текстом и читателем. Одно из самых мощных читательских впечатлений.

Когда познакомился с Лемом, точно не помню – кажется, в начале средней школы по совету других малолетних любителей чтения. «Солярис» проходил по категории «ужасы», и я приступал к нему с опаской. Текст полностью оправдал рекомендации, ужасная часть изрядно затмила научно-фантастическую. По-настоящему прочитал позже, но первые впечатления остались весьма характерные.

– Есть известная цитата Артура Кларка о том, что развитую науку не отличить от магии. Изобретенная вами наука «синхронная физика», вокруг которой ломают копья персонажи вашего романа, очень похожа и на религию, и на поэзию. Эти рифмы вам явно приходили в голову, пока вы писали.

– Да, конечно, приходили. Но любая наука на высших своих этажах имеет признаки поэзии и религии. Большинство людей (и я в их числе) не могут даже вообразить архитектуру процессора их компьютера или телефона, представить концентрацию человеческого гения и усилий на один квадратный миллиметр этого устройства. Это ли не магия? Мы верим ученым, что там миллиард транзисторов и бегает электричество, – самостоятельно убедиться в этом чрезвычайно сложно. А теперь эти камни и искры уже могут компилировать стихи... Цитата Кларка – давно реальность. Дальше будет интереснее.

– Кроме того, думаю, сходства объясняются еще и тем, что ваша синхронистика, как и религия, и литература, в сущности, движимы одной и той же целью – придать смысл человеческому существованию.

– Синхронистика возникла вполне с прикладными целями, но масштаб задач привнес некие иные смыслы. Или смыслы подстерегали синхронистов на пыльных тропинках... Теперь трудно разобраться: сами синхронисты путаются, что им надо – то ли мгновенные перемещения, то ли ответы на главные вопросы.

– Помните, из какой идеи или, может быть, клубка ощущений пророс замысел «Сороки на виселице»?

– Мне предложили написать рассказы для разных сборников – так придумались «Холодный нос», «Физики» и «Девушка с жемчужной сережкой». Неожиданно в них начал проступать мир будущего, в котором ученые пытаются решить проблему мгновенных перемещений и сталкиваются с многочисленными побочными явлениями этих изысканий. Тема была богатая – так и появилась идея сочинить светлую книгу о пионерах науки. Поскольку антиутопий и постапокалипсисов к этому времени я уже сочинил немало, закономерно было перенести действие в утопию.

Читать про размеренное сияние гармонии не очень интересно, значит, внутри утопии зреют противоречия – будетляне сталкиваются с проблемами, не все довольны существующим положением. И это проблемы не только завтрашнего дня – некоторые из них волнуют ученых уже сегодня. Например, ограниченность и замедление прогресса. Или одиночество человека во Вселенной. Или страх перед искусственным интеллектом.

– Картина Брейгеля – которая дала название книге и частично воспроизведена на обложке – как «скрепляющий» образ появилась сразу?

– Картина «Сорока на виселице» появляется в рассказе «Крылья» (вошел в межавторскую антологию 2022 г. «Новое будущее». – «Ведомости»), т. е. задолго до написания романа. Изначально она возникает в тексте технически – как иллюстрация невозможной фигуры, там же, в «Крыльях», появляется идея о неправильно выбранной дороге. Остальным образ оброс уже по мере сочинения книги.

«Ветры великанской зимы дуют, это трудно не заметить»

– Как долго писалась «Сорока на виселице»?

– Два года.

– Это дольше, чем «Остров Сахалин» и «снарк снарк», например?

– «Снарк снарк» сочинялся почти четыре, если не считать год, потраченный на первый забракованный вариант. «Остров Сахалин» получился с третьего подхода. Точно не могу назвать потраченное время: последний вариант, пожалуй, год, а первые два – не помню уже. «Сорока» – мучительный для автора текст. Мне больше нравится работать в стиле «снарка», создавая слегка искаженную реальность, которая постепенно сливается с подлинной. «Сорока» – текст взвешенный, при работе с таким приходится держать в уме выстраиваемую равновесную систему, это довольно утомительно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дмитрий Средин: «Наша цель – обеспечить устойчивое развитие бизнеса компаний» Дмитрий Средин: «Наша цель – обеспечить устойчивое развитие бизнеса компаний»

Как выживают крупные корпорации и какую роль играют в этом финансовые институты

Ведомости
Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти» Айсен Николаев о новых проектах: «Равных Якутии по красоте и масштабным мероприятиям не найти»

Глава Якутии Айсен Николаев — о главных достижениях и планах на ближайшие годы

ФедералПресс
Выживет ли грузинский прагматизм Выживет ли грузинский прагматизм

Как Тбилиси не остаться на обочине и сохранить взвешенную внешнюю политику

Монокль
Спасательные работы Спасательные работы

Как быстро восстановить кожу после простуды — 6 советов

Лиза
Гипотеза бабушек Гипотеза бабушек

Зачем животным старшие поколения и как они передают опыт

Вокруг света
Ренессанс спальных районов: почему стало модно жить не в центре Ренессанс спальных районов: почему стало модно жить не в центре

Жизнь в спальнике — не вынужденная экономия, а манифест нового образа жизни

Inc.
Еще раз не Шерлок Холмс Еще раз не Шерлок Холмс

Вышел сериал Марка Гэтисса «Книжный»

Weekend
Сергей Лазарев: «Я мало кого пускаю в свою семью» Сергей Лазарев: «Я мало кого пускаю в свою семью»

Актер и певец Сергей Лазарев – о своих правилах воспитания детей

Здоровье
Ему покер? Ему покер?

Что мы знаем об актёре Артёме Кошмане помимо кратких википедийных сводок?

Men Today
Пугающая ошибка на Windows: что такое синий экран смерти и как его исправить Пугающая ошибка на Windows: что такое синий экран смерти и как его исправить

Расшифровка кодов ошибок синего экрана Windows и способы их быстрого устранения

ТехИнсайдер
«Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru «Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru

Книга «Дом моей матери» читается как личное расследование: отрывок

Maxim
Ищу квартиру Ищу квартиру

Как не разориться при съеме жилья и на что обратить особое внимание?

Лиза
Дарвиновский музей: по пути эволюции Дарвиновский музей: по пути эволюции

О сегодняшнем дне Дарвиновского музея

Наука и жизнь
Ангелина Поплавская: «Сейчас я понимаю — мое от меня не уйдет» Ангелина Поплавская: «Сейчас я понимаю — мое от меня не уйдет»

Три с половиной года — только пробы, пробы, пробы — и ни одного утверждения

Коллекция. Караван историй
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Телескоп Chandra показал, что творится внутри звезды перед ее гибельным взрывом Телескоп Chandra показал, что творится внутри звезды перед ее гибельным взрывом

Драма за часы до взрыва звезды

ТехИнсайдер
Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов

Судьба первого русского нефтепромысла

Знание – сила
«Хаббл» увидел пару из белого карлика и голубого бродяги «Хаббл» увидел пару из белого карлика и голубого бродяги

«Хаббл» подтвердил рождение голубого бродяги от пары с белым карликом

N+1
Нетипичная Турция Нетипичная Турция

Изучаем турецкие Амасру, Самсун и Трабзон вместе с певицей Викторией Дайнеко

ЖАРА Magazine
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Евгения Глушенко: «На сцене надо не играть, надо проживать» Евгения Глушенко: «На сцене надо не играть, надо проживать»

Роль необходимо понять кишками! Надо прочувствовать ее изнутри

Коллекция. Караван историй
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
Согревающий оранжевый Согревающий оранжевый

Колористическое решение интерьера задал характер заказчика

Идеи Вашего Дома
Доставка суши Доставка суши

К чему может привести доставка суши в два часа ночи

Правила жизни
«Сапсан» «Сапсан»

Как охотятся сапсаны?

N+1
Бессарабские друзья и знакомые Пушкина Бессарабские друзья и знакомые Пушкина

Род Пушкиных был связан с Бессарабией, со времен прадеда поэта, Абрама Ганнибала

Знание – сила
Страсти по зеленому с рыжим Страсти по зеленому с рыжим

Как зеленые машины из немодных стали желанными

Men Today
Открыть в приложении