14 российских сказок вышло в 2025 г. в кинотеатрах. Для отечественного кинопроката это рекорд
Сказка превратилась в главный жанр зрелищного российского кино. Российские продюсеры пока осторожно развивают «несемейные» жанры, отмечают эксперты
В 2025 г. в топ-10 самых успешных кинорелизов попали сразу четыре сказки – «Волшебник Изумрудного города», «Финист. Первый богатырь», «Горыныч», «Алиса в Стране чудес», – собравшие совокупно почти 8,8 млрд руб., следует из данных ЕАИС государственного Фонда кино. Всего же за календарный год было выпущено 14 киносказок, что в 2,8 раза больше показателя 2023 г. (тогда вышло всего пять таких проектов).
Рекорд точно будет побит уже в следующем году – к выходу в кинопрокат заявлено около 20 новых киносказок и детско-семейных фэнтези. Показ трех из них стартует уже 1 января 2026 г. – сиквел абсолютного хита российского проката «Чебурашка 2», музыкальный фильм «Буратино» с песнями Рыбникова из одноименного советского сериала, а также игровой ремейк мультклассики «Простоквашино».
«Ведомости» разбирались, почему сказки стали локомотивом российского зрелищного кино, нет ли опасности перегреть рынок семейным контентом и какие другие жанры могут прийти на смену.

Ностальгия и узнаваемость
Киносказки сегодня – это самый безопасный и предсказуемый с продюсерской точки зрения жанр, сходятся опрошенные «Ведомостями» эксперты. Кроме того, семейный поход в кинотеатры остается самой массовой моделью кинопотребления, а ключевые прокатные даты – детские и семейные каникулы, поясняет один из продюсеров «Буратино», сооснователь кинокомпании «Водород» Александр Андрющенко. Семейная аудитория стабильна (детей надо развлекать с определенной периодичностью), каждый поход – это два-три билета, добавляет главный редактор индустриального издания «Бюллетень кинопрокатчика» Максим Острый: «Для продюсеров выбор жанра сказки означает наименьшее количество рисков – коридор сборов в достаточной степени понятен и нет сложностей при продаже прав на ТВ».
Именно сказки стали новыми российскими блокбастерами, пришедшими на смену покинувшим рынок голливудским тентполам (крупным студийным проектам. – «Ведомости»), рассуждает Острый. Сказка как жанр оформилась после успеха франшизы «Последний богатырь» (первый фильм вышел еще в 2017 г.), но уход мейджоров и полная переориентация на внутреннего зрителя, как добавляет эксперт, превратили национальное фэнтези в доминирующий зрелищный жанр.
В свою очередь, Андрющенко объясняет популярность сказок тем, что они основаны на знакомых с детства историях: они работают «на ностальгии у взрослой аудитории и на узнаваемости у детей». По словам продюсера, немаловажный фактор успеха фэнтезийных релизов – эскапизм. В непростое время зритель чаще выбирает кино как форму отдыха и сказка дает возможность уйти в фантазийный, неагрессивный мир, который одинаково комфортен и детям, отмечает Андрющенко.
