Как плотник Георг Эльзер продумывал убийство руководства Третьего рейха

N+1История

«Убить Гитлера: История покушений»

Как плотник готовил взрыв в мюнхенской пивной

Альпина нон-фикшн

После того, как в 1933 году рейхсканцлером Германии стал Адольф Гитлер, в стране запретили все партии, кроме нацистской, начали преследовать несогласных и создали концентрационные лагеря. И вскоре появились люди, которые всерьез вознамерились положить этому конец. В книге «Убить Гитлера: История покушений» («Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Евгением Поникаровым, историк Дэнни Орбах рассказывает о немцах, которые действовали в одиночку или становились частью антинацистского подполья. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, в котором плотник Георг Эльзер продумывает убийство руководства Третьего рейха и конструирует бомбу.

Без сети: одинокий убийца

<..>

Эльзера нельзя назвать «обыкновенным» человеком в том смысле, который подразумевают большинство определений этого слова. Он стал совершеннолетним в начале 1920-х годов, когда в Германии хватало экономических трудностей, зато царила свобода передвижения. Он без устали преодолевал пешком многие километры и овладел разнообразными умениями: занимался плотницким и часовым делом и научился вещам, которые впоследствии пригодились ему при конструировании бомбы. Кроме того, в 1938 году он работал на фабрике боеприпасов, а затем в каменоломне, поэтому имел возможность приобрести взрывчатые вещества и опыт взаимодействия со взрывчаткой.

Всего этого, конечно, было недостаточно. Даже если бы Эльзер обладал всеми мировыми знаниями о часовом деле и производстве бомб, ему все равно требовалось подобраться к Гитлеру, которого прекрасно охраняли. И тут на помощь пришли внешние обстоятельства: «Итак, я решил сам убить руководство. Я подумал, что это получится сделать, только когда все они будут участвовать в какой-нибудь церемонии. Однажды я прочитал в газете, что в следующий раз все трое соберутся вместе 8–9 ноября 1938 года в мюнхенской пивной “Бюргербройкеллер”».

Сам того не подозревая, плотник выбрал наилучший способ убить фюрера и его ближайшее окружение. Упомянутое им мероприятие было посвящено годовщине «пивного путча» — провалившейся попытке Гитлера устроить государственный переворот в 1923 году. Это неудавшееся восстание, приобретшее статус легендарного события в истории Национал-социалистической партии, «старые бойцы» отмечали каждый год — и Гитлер неизменно присутствовал. Гордившиеся своим наследием и традициями ветераны настаивали на том, что мюнхенской полиции там не место. Если они смогли защитить Гитлера в 1923 году, то разве не обеспечат его безопасность и сейчас?

Фюрер (вероятно, из сентиментальных соображений) не возражал. «На этом собрании, — распорядился он, — меня защищают старые бойцы во главе с Кристианом Вебером. Ответственность полиции заканчивается у входа». Как следствие, именно в день церемонии прилегающие к пивной улицы оказывались заполнены сотрудниками СС и службы безопасности, но внутри за безопасность отвечали два ветерана (оба офицеры СС), демонстрировавшие невероятную небрежность. Это было удивительное стечение сразу четырех обстоятельств: необычных умений Эльзера, его решения выбрать именно эту церемонию, сентиментальности Гитлера и самонадеянности ветеранов.

Эльзер умел тщательно планировать. В 1938 году он приехал на церемонию, чтобы изучить положение дел на месте, и наметил операцию на следующий год. 8 ноября 1938 года около 19:00 на главный железнодорожный вокзал Мюнхена прибыл невысокий, просто одетый мужчина с самодельным деревянным чемоданчиком. На вокзале толпились пассажиры, на многих была коричневая униформа национал- социалистов. Ветераны со всей Германии съехались, чтобы принять участие в церемонии и снова увидеть своего дорогого вождя. К ним присоединилось множество любопытствующих горожан.

В 20:00 Эльзер добрался до снятой им комнаты и спросил у хозяина дорогу к пивной. Он отправился туда пешком и преодолел значительное расстояние вдоль реки, прежде чем увидел плотную толпу и вдалеке двойные двери «Бюргербройкеллера». Протиснувшись, он вошел в здание и пересек питейный зал, направляясь к дверям большого зала: «Я прошел от входа до середины, огляделся и заметил трибуну… Тогда я еще не решил, как лучше всего осуществить покушение в этом помещении. Я вышел из большого зала через гардеробную в малый питейный зал… Там я сел за первый столик и заказал ужин. Было около одиннадцати».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении