История кордовской кожи

The Rake

Красное золото

Арабские ремесленники древней Испании первыми научились выделывать кордовскую кожу, которая считается редкостью по сей день. The Rake публикует статью директора по продажам компании Alden (США) и признанного эксперта по кордовану Джона Хэппа

Перевод Глеб Александров

Дерби из кордована оттенка спелой черешни, Alden

Словосочетание «кордовская кожа» вызывает множество ассоциаций. Оно напоминает и о старой Испании, и о глубоком, насыщенном красном цвете, как у вина или граната. На самом деле изначально так называли обработанную особым способом конскую кожу, взятую исключительно с крупа животного. В те времена, когда владения мусульманских халифов простирались от Турции и Персии до Северной Африки, Испании и Франции, Андалусия, южная испанская провинция, была могущественным независимым государством (Мусульманской Испанией). Знаменитые андалусские скакуны ведут свое происхождение из Персии. По легенде, аристократы Мусульманской Испании ездили верхом в роскошных сапогах, сделанных из некоего загадочного материала, который был прочнее кожи и выглядел ярче и элегантнее. Так они демонстрировали исключительное богатство, одновременно защищая ноги от колючих кустов и хлещущих веток.

Слово «кордовский» в значении «относящийся к Кордове», столице халифата (королевства) Андалусии, вошло в употребление во времена династии Омейядов, примерно в 850 году. Во период их правления в Испании был расцвет культуры и искусства.

Для производства кордовской кожи (впоследствии европейцы назвали ее кордованом) использовали те части шкуры, которые находятся по бокам лошадиного крупа, как две половины раковины моллюска. Андалусские кожевники обнаружили и научились выделывать эти «раковины». Их обрабатывали и окрашивали, придавая зеркальный блеск и насыщенный винно-красный цвет. По структуре они напоминают пчелиные соты; эти пронизанные волокнами хряща участки прочнее обычной кожи. В отличие от нее, сухой и волокнистой, «раковины» содержат жиры и природные масла, благодаря которым материал при сгибании и скручивании не трескается, а ложится плавными волнами.

Омейяды ревниво оберегали секрет своего открытия. Они установили монополию на торговлю кордовской кожей, чтобы избежать конкуренции и контролировать цены. Андалусские ремесленники были искусны не только в выделке, но и в окрашивании этого чудо-материала. Они знали, как получать красители из всевозможных кореньев, плодов, листьев и даже насекомых. Ярко-красный пигмент кирмис, или кошениль, например, вырабатывали из перемолотых панцирей самок насекомых определенных видов, марену, еще один оттенок красного, — из корневищ одноименного растения. Из киновари (минерала, содержащего серу и ртуть), которую добывали в шахтах Альмадена в Андалусии, после обработки также извлекали пигмент густого, насыщенного оттенка.

 Из всего листа кожи для производства обуви используют лишь небольшой участок с крупа лошади

Арабам было известно и «волшебное» вещество, позволявшее надежно закрепить краску на изделии. После обработки этим загадочным составом она будто въедалась в поверхность ткани или кожи. В красильном деле такие вещества называют протравой (по-английски mordant, от латинского глагола «кусать» или «сжимать»). В этом качестве, особенно в живописи, часто использовали яичный белок. А испанские мавры при окраске кордовской кожи применяли квасцы — минерал, встречающийся только на востоке Персии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении