Марианна Сардарова — меценат и двигатель прогресса в арт-жизни столицы

TatlerРепортаж

Роман с камнем

Основательница важнейшей галереи «Золотой мили» Марианна Сардарова открывает на Арбате шестиэтажное здание своего фонда. Альберт Галеев объясняет, почему это будет самое светское арт-место Москвы 2020 года.

Марианна Сардарова в строящемся здании своего фонда в Трубниковском переулке. Шелковая рубашка, BOTTEGA VENETA; кожаные кюлоты, LOEWE; cерьги из белого золота с бриллиантами, DAVID MORRIS.

Наших героев мы в «Татлере» называем по имени-отчеству в двух случаях. Когда шутим и когда говорим очень серьезно. Про Марианну Любимовну Сардарову мы не шутим никогда. Она — столп московского света и краеугольный камень «Золотой мили». Там работает ее галерея Ruarts, под гостеприимной крышей которой уже пятнадцать с лишним лет Марианна Любимовна, самолично стоя за стойкой бара, наливает милым друзьям Ruinart Blanc de Blancs. А в числе милых друзей за эти годы побывали художники всех степеней заслуженности и перспективности и мастера искусства зарабатывать деньги, виртуозные дирижеры и балетные премьеры, худруки больших, малых и модных театров и шеф-редакторы глянцевых журналов, государственные мужья и рублевские жены, отцы и дети, пиковые дамы и герои нашего времени. Если когда-нибудь напишут роман «Санкционная война и мир», вместо Анны Павловны Шерер салон, в котором вершатся судьбы, в нем будет держать Марианна Любимовна Сардарова.

Сейчас она снова за стойкой, правда, пьем мы воду и кофе. Праздник запланирован на вечер, снова придут только свои, в этот раз не в татлеровском, а в прямом смысле — сотрудники галереи. Большая светская вечеринка впереди — весной, когда в Трубниковском переулке откроется здание фонда Ruarts. Тем, кто сейчас схватился за сердце от мысли, что иссякнет святой источник рюинара у стен Зачатьевского монастыря, сообщаем: галерея на Остоженке никуда не денется. Там продолжат показывать и продавать наше современное искусство, принимать гостей и комплименты, Марианна Любимовна будет, по собственному выражению, «всегда за стойкой, как успешная буфетчица». В здании же фонда разместится коллекция отечественного искусства, собранная за все эти годы ею и ее командой. А в коллекции — более двух тысяч единиц хранения, от живописи Игоря Вулоха до скульптур Айдан Салаховой и мозаичных рельефов Дмитрия Аске. Экспозиция, которую регулярно будут менять (для этого каждый год собираются приглашать нового куратора), займет три этажа из шести. Брейгеля, Мане, Ренуара, Шагала, Серебрякову здесь пока показывать не будут — это бриллианты личной коллекции Сардаровой.

Нет, мы в «Татлере», конечно, за то, чтобы в Москве было много вечеринок, хороших и разных, и радуемся еще больше, когда эти вечеринки проходят в храмах искусства. Там, помимо прочего, почти всегда хороший фон для фотографий светской хроники: сегодня Баския из запасников Бернара Арно, завтра — надувные лобстеры, послезавтра — Роман Аркадьевич Абрамович в голубом джемпере. Но ведь это инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — безразмерный. А татлеровскому человеку 2020 года где найти еще хотя бы минут тридцать на экскурсию в новый музей? Чем его приманить?

— Люди ходят на то, что им понятно, — говорит Сардарова. — На Андрея Бартенева, выставку которого в Московском музее современного искусства поддерживал наш фонд, пришло за день три тысячи человек. И это только на вернисаж. На Йоко Оно, которую наш фонд только что показал там же, тоже стояла очередь.

Да и сама Марианна Любимовна не пропускает в городе знаковых выставок.

— Показ коллекции Щукина и фонда Louis Vuitton в Пушкинском музее был потрясающим! Да, я все посмотрела. По мне, таких инициатив должно быть больше. В этом городе очень мало всего происходит. Даже притом что появились крупные культурные институции — все равно категорически мало.

В ее собственной галерее за пятнадцать лет прошло сто две выставки. Само собой, я не рассчитываю, что из всех них она сможет выбрать самую памятную и рассказать о ней. Но она выбирает и рассказывает.

— В 2005‑м мы привезли Спенсера Туника, американского фотографа, — вспоминает Марианна Любимовна. — Никто в России его до нас не показывал. На тот момент для Москвы это была немного провокация. Мы собирались организовать для него большую съемку, но не получилось.

Тут надо сказать, что Туник работает в жанре живых картин. Собирает сотни, тысячи людей в одном месте, раздевает и фотографирует. Но в городе, в котором не то что арт-молебен провести нельзя, а даже сундук на Красной площади не поставишь, не раскаявшись и не покаявшись, даже имя Марианны Сардаровой открывает не все двери. Тунику пришлось ограничиться камерной съемкой — для тишайшей молодежной биеннале.

По этой причине в новом здании фонда, разумеется, будет образовательный лекторий с мультимедиазоной, под них отдают весь пятый этаж.

Шерстяной кейп, VALENTINO; шелковое платье, SAINT LAURENT BY ANTHONY VACCARELLO; пластиковые солнцезащитные очки, MYKITA; cерьги из белого золота с бриллиантами, DAVID MORRIS.

— Мы хотим, чтобы люди не пугались искусства, — говорит Сардарова. — Ведь искусство — это вирус, которым очень приятно заразиться. Что-то новое для себя открывать, что‑то новое видеть. Нравится тебе это или не нравится — другая история. Нужно все смотреть. Я всегда говорю: «Это как путешествие». Я, путешествуя, совершенно открыта к тому, что увижу. Любое знание обогащает.

Марианна Любимовна думает о том, что было бы неплохо делать лекции не только для героинь «Татлера», но и для их мужей, которые решили осознанно коллекционировать. Для чудных крошек специальную программу придумал молодой художник Алексей Лука, заметный участник международных биеннале и форумов уличного искусства в России, Европе, Марокко.

Ну а на шестой этаж в Трубниковском, 6, «частично переедет» наша любимая барная стойка вместе со всей шумной толпой друзей, от Сати Спиваковой, Ирады Зейналовой и Екатерины Шипулиной до Михаила Друяна и Андрея Малахова. Интересуюсь, отчего для создания нового места светской силы был выбран глухой пятачок в подбрюшье Арбата. Соседи здесь — посол США в Спасо-хаусе да редакция холдинга «Совершенно секретно». Может, надо было присмотреться к столичным паркам культуры и отдыха, где музеи хорошо приживаются и пускают корни? На ВДНХ, например, или еще в каких-нибудь Сокольниках очень не хватает и параллелепипедов работы притцкеровских лауреатов, и очередей за духовной пищей, а не только на фестивалях варенья.

— Здание в Трубниковском мне подарил муж, — с улыбкой объясняет Сардарова. — В этом районе тоже не хватает культурных институций.

Над перестройкой особняка работает то же бюро «Атриум», архитекторы которого возвели гулливерскую лестницу посреди галереи Ruarts в Первом Зачатьевском, один из ее главных инстапоинтов.

— Несколько таких фишек должны из этого помещения перейти в новое, — рассказывает Марианна Любимовна.

Она не исключает, что станет разбавлять наше актуальное искусство мировой классикой из своей личной коллекции и использовать работы, которые сейчас находятся в домах детей Сардаровых в Нью-Йорке, Лондоне и Москве: русский стрит-арт, фотографию.

Но точно ли коллекции фонда нужна постоянная московская прописка? Для многих воспылавших патриотизмом отечественных собирателей это оказалось дорогой с односторонним движением. Меньше всего повезло Институту русского реалистического искусства, основанному банкиром Алексеем Ананьевым: после его бегства были арестованы здание и коллекция. Основателю Музея русского импрессионизма Борису Минцу тоже пришлось оставить родину и своих Кустодиева с Кончаловским, но, к счастью, культурная институция на фабрике «Большевик» продолжает принимать посетителей. В Музее старинных музыкальных инструментов «Собрание» Давида Якобашвили тоже можно пока еще созерцать клетки с поющими птичками, хоть ФСБ провела там обыск, после которого основатель счел необходимым продолжать «зарабатывать деньги на содержание музея» за рубежом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Под знаком девы Под знаком девы

Тридцать пять девушек, наслаждающихся своей свободой

Tatler
Одинаковы с лица: тест двух французских кроссоверов Одинаковы с лица: тест двух французских кроссоверов

Могут ли два автомобиля одной марки и одной модели вести себя по-разному?

Популярная механика
Как познакомиться с новым мужем Как познакомиться с новым мужем

Технику пикапа – не на одну ночь, а на долгую счастливую жизнь

Tatler
Охотники и собиратели Охотники и собиратели

Если духи покупают за миллион долларов, значит, это кому-нибудь нужно?

Glamour
Я перед вами чиста Я перед вами чиста

Героини «Татлера» все чаще выходят в свет без макияжа

Tatler
Как два предпринимателя из России превратили $10 млн в $5 млрд за 13 лет Как два предпринимателя из России превратили $10 млн в $5 млрд за 13 лет

Инвестировать $10 млн в Veeam Software, а спустя 13 лет продать за $5 млрд

Forbes
Небо. Самолет. Девушка Небо. Самолет. Девушка

Ровно двадцать лет назад погибли Джон Кеннеди-младший и Кэролин Бессетт

Tatler
Женатые и одиночки: новый взгляд на стереотипы Женатые и одиночки: новый взгляд на стереотипы

Как же изменилось мнение общества о женатых и одиноких?

Psychologies
Язвы общества Язвы общества

Три петербургские дивы перешли от вежливых смол-токов к горячим темам

Собака.ru
Как мучились мы музыкой в СССР Как мучились мы музыкой в СССР

Воспоминания о том, с какой допотопной аудиотехникой приходилось сосуществовать

Maxim
Как понять, что вы растворились в отношениях Как понять, что вы растворились в отношениях

Общаясь с кем-то, мы порой чувствуем, что теряем самих себя

Psychologies
Одинокая, самодостаточная и счастливая: возможно ли это? Одинокая, самодостаточная и счастливая: возможно ли это?

Почему нам иногда так не хватает рядом близкого человека

Psychologies
Что читать: отрывок из книги Альберто Мангеля «История чтения» — о том, что по книге можно сказать о ее читателе Что читать: отрывок из книги Альберто Мангеля «История чтения» — о том, что по книге можно сказать о ее читателе

Феномен чтения — многовековые сложные отношения книги и человека

Esquire
Созвездие Евы Созвездие Евы

Кинокритик Егор Беликов встретился с Евой Грин, чтобы проверить свою теорию

Esquire
9 лекарств, с которыми опасно употреблять алкоголь (лучше не рискуй) 9 лекарств, с которыми опасно употреблять алкоголь (лучше не рискуй)

Список лекарств, с которыми мы категорически не советуем употреблять алкоголь

Playboy
Ветер с Востока Ветер с Востока

Хозяева этого дома в Алма–Аты — большая дружная семья

SALON-Interior
Владельцы агентства «Аппетитный маркетинг» — о ресторанах и трендах Владельцы агентства «Аппетитный маркетинг» — о ресторанах и трендах

Интервью с главными PR-лицами российского ресторанного рынка

РБК
Страйкбол: что это за игра и чем отличается от пейнтбола Страйкбол: что это за игра и чем отличается от пейнтбола

Что нужно для страйкбола, если ты захочешь попробовать поучаствовать

Playboy
Куратор рубильника Рунета: что известно о кандидате на пост главы Роскомнадзора Куратор рубильника Рунета: что известно о кандидате на пост главы Роскомнадзора

Кто сменит главу Роскомнадзора?

Forbes
Передай другому Передай другому

Умение делегировать – одно из главных качеств хорошего руководителя.

Cosmopolitan
«У меня ничего не получится»: 5 шагов, чтобы изменить будущее «У меня ничего не получится»: 5 шагов, чтобы изменить будущее

Многие люди не уверены в собственных силах, и дело не во внешних помехах

Psychologies
Грешноватый стаканчик кофе. Как появился экошейминг и кто его победит Грешноватый стаканчик кофе. Как появился экошейминг и кто его победит

Где учат эко-грамоте и что скрывается за термином «устойчивость»

Forbes
«Я все деньги вкладываю в детей». Финансовые ошибки, которые совершают женщины «Я все деньги вкладываю в детей». Финансовые ошибки, которые совершают женщины

Существует ли «мужское» и «женское» отношение к деньгам?

Forbes
Партнёрские роды Партнёрские роды

Партнёрские роды становятся все более популярными, что о них нужно знать?

Здоровье
Что мы знаем о смехе: какое место в мозге занимает юмор, почему щекотка вызывает смех и почему мы реагируем на шутки по‑разному Что мы знаем о смехе: какое место в мозге занимает юмор, почему щекотка вызывает смех и почему мы реагируем на шутки по‑разному

О смехе крыс, о смерти от смеха и других явлениях, связанных с юмором

Esquire
«Изучая иностранный язык, мы можем менять свой характер» «Изучая иностранный язык, мы можем менять свой характер»

Полиглот Дмитрий Петров объясняет, как легко снять языковой барьер

Psychologies
«Никогда, редко, иногда, всегда»: на «Берлинале» показали подростковую драму про аборт «Никогда, редко, иногда, всегда»: на «Берлинале» показали подростковую драму про аборт

О работе режиссера Элизы Хиттман — драме о девушке, собирающейся сделать аборт

Forbes
5 лучших фантастических романов об экологических проблемах и их последствиях 5 лучших фантастических романов об экологических проблемах и их последствиях

Писатели-фантасты об актуальных проблемах экологии

Популярная механика
Изобретение танца. На экраны выходит «Каннингем» Изобретение танца. На экраны выходит «Каннингем»

Фильм «Каннингем» — красивая и печальная история великого хореографа

СНОБ
«Любовь здесь больше не живет»: как оправиться от развода «Любовь здесь больше не живет»: как оправиться от развода

Многие спустя долгие годы после развода не могут оправиться от этого потрясения

Psychologies
Открыть в приложении