Размер имеет значение

Суперъяхты и местонахождение их владельцев — здесь и сейчас

TatlerСтиль жизни

Размер имеет значение

Мно­го воды утек­ло с тех пор, как в бух­тах Анти­ба и Сен-Бар­та за­ве­лись пер­вые су­перъ­ях­ты. Аппе­тит к аку­лам биз­не­са и по­ли­ти­ки при­шел во вре­мя еды — те­перь они охо­тят­ся на гигаяхты.

Текст: Алан Харпер

«Яхта «Желез­ный паша». Водо­из­ме­ще­ние ты­ся­ча пять­сот тонн, дли­на семь­де­сят шесть мет­ров, сталь­ной кор­пус. Постро­е­на на вер­фях гол­ланд­ской фир­мы Feadship в 1987 году по за­ка­зу ны­неш­не­го вла­дель­ца…» Так бри­тан­ский клас­сик шпи­он­ско­го ро­ма­на Джон Ле Кар­ре пред­став­ля­ет чи­та­те­лю сво­е­го ро­ма­на 1993 года «Ноч­ной ад­ми­ни­стра­тор» его под­лин­ную ге­ро­и­ню — эле­гант­ную су­перъ­ях­ту Ричар­да Роупе­ра, ан­гли­ча­ни­на, тор­гов­ца ору­жи­ем и «са­мо­го пло­хо­го че­ло­ве­ка на свете».

Роман был опуб­ли­ко­ван за де­сять лет до того, как со ста­пе­лей Feadship со­шла пер­вая част­ная лод­ка по­доб­ных раз­ме­ров, но Ле Кар­ре на то и про­ви­дец. «Желез­но­го пашу» он, ве­ро­ят­но, спи­сал с вось­ми­де­ся­ти­ше­сти­мет­ро­вой Nabila, ко­то­рая при­над­ле­жа­ла са­мо­му на­сто­я­ще­му тор­гов­цу ору­жи­ем, са­у­дов­цу Адна­ну Хашогги. Nabila в 1980 году вы­пу­сти­ла ита­льян­ская ком­па­ния Benetti, на тот мо­мент это была са­мая боль­шая част­ная лод­ка в мире. Потом она сме­ни­ла не­сколь­ко имен. При­над­ле­жа­ла сул­та­ну Бру­нея, бес­слав­но, но, к сча­стью, не­дол­го зва­лась Trump Princess. И в ро­ма­не, и в жиз­ни ги­гант­ская яхта была для ее вла­дель­цев сред­ством без слов за­явить о сво­ем бо­гат­стве и власти.

Сего­дня, спу­стя годы, мы жи­вем в зо­ло­тое вре­мя для кон­струк­то­ров су­перъ­яхт. Для их кли­ен­ту­ры, ку­па­ю­щей­ся в день­гах, фи­нан­со­вый кри­зис — не столь­ко про­бле­ма, сколь­ко но­вая воз­мож­ность во что-ни­будь вло­жить­ся. В пол­ном со­от­вет­ствии с за­ко­ном Пар­кин­со­на, чем бо­га­че ста­но­вят­ся бо­га­тые, тем боль­ше ста­но­вят­ся яхты — что­бы на их по­куп­ку были по­тра­че­ны те день­ги, ко­то­рые мо­гут быть по­тра­че­ны. От цифр ука­чи­ва­ет, как при мор­ской бо­лез­ни. «Пом­ню де­вя­но­сто­ше­сти­мет­ро­вую Vava II, по­стро­ен­ную в ан­глий­ском Девон­пор­те, — рас­ска­зы­ва­ет лон­дон­ский кон­суль­тант по­ку­па­те­лей су­перъ­яхт Тим Томас. — Дизайн од­но­го лишь внеш­не­го осве­ще­ния сто­ил мил­ли­он во­семь­сот ты­сяч евро. Отлич­ный при­мер того, сколь­ко де­нег мож­но спу­стить, если ты дей­стви­тель­но это­го хочешь».

По сло­вам Тома­са, оце­ни­вать сто­и­мость яхты нуж­но не столь­ко по ее дли­не, сколь­ко по брут­то-ре­ги­стро­во­му тон­на­жу (так на­зы­ва­ют объ­ем всех внут­рен­них по­ме­ще­ний суд­на, вклю­чая трю­мы и лю­бые над­строй­ки; рас­счи­ты­ва­ет­ся в ре­ги­стро­вых тон­нах — одна рав­на 2,83 м³). «На пре­стиж­ной гол­ланд­ской вер­фи Amels цена за ре­ги­стро­вую тон­ну на­чи­на­ет­ся с ше­сти­де­ся­ти ты­сяч евро, на ита­льян­ской Benetti — с со­ро­ка че­ты­рех ты­сяч, на Sunrise Yachts в Тур­ции — с два­дца­ти де­вя­ти ты­сяч», — по­яс­ня­ет Тим. Таким об­ра­зом, по­стро­ен­ная на Amels яхта мо­де­ли Limited Edition 188 дли­ной пять­де­сят во­семь мет­ров и тон­на­жем де­вять­сот семь­де­сят тонн обой­дет­ся при­мер­но в пять­де­сят во­семь мил­ли­о­нов евро. Одна­ко Limited Edition 272 при дли­не во­семь­де­сят три мет­ра и тон­на­же две ты­ся­чи во­семь­сот два­дцать семь тонн мо­жет сто­ить уже сто шесть­де­сят де­вять мил­ли­о­нов. Цен­ник так­же за­ви­сит от того, на­сколь­ко слож­но тех­ни­че­ское осна­ще­ние и за­мыс­ло­ват ди­зайн интерьеров.

Ниче­го уди­ви­тель­но­го, что та­ких ко­ро­лев мо­рей боль­ше не на­зы­ва­ют су­перъ­ях­та­ми. При­ста­вок «су­пер-» и даже «мега-» для них уже мало. Кли­ен­там, для ко­то­рых ку­пить вось­ми­де­ся­ти­мет­ро­вую лод­ку зна­чит все­го лишь под­нять­ся на еще одну сту­пень­ку по лест­ни­це тще­сла­вия, ну­жен но­вый тер­мин под стать их за­про­сам. Так что доб­ро по­жа­ло­вать в эпо­ху гигаяхт!

«В вось­ми­де­ся­тые, ко­гда ях­тен­ный бро­кер Джордж Никол­сон ввел в оби­ход тер­мин «ме­га­ях­та», боль­ши­ми счи­та­лись лод­ки дли­ной два­дцать че­ты­ре — трид­цать мет­ров, — вспо­ми­на­ет глав­ный ре­дак­тор аме­ри­кан­ско­го веб-ре­сур­са о ях­тах клас­са люкс Megayacht News Дайн Бирн. — В 1993 году, ко­гда я при­шла в про­фес­сию, для того что­бы о лод­ке го­во­ри­ли все, тре­бо­ва­лось, что­бы она была дли­ной мет­ров трид­цать — трид­цать шесть. Прав­да, и то­гда встре­ча­лись яхты по­боль­ше, но это были аномалии».

Мно­гие из яхт — ано­ма­лий про­шлых лет, ко­то­рые до сих пор по­ра­жа­ют наше во­об­ра­же­ние, — ста­ли си­но­ни­мом рос­ко­ши да­ле­ко не сра­зу. Напри­мер, сто­со­ро­ка­ше­сти­мет­ро­вая лод­ка пре­зи­ден­тов Егип­та El Mahrousa. Сего­дня она вы­хо­дит в море не­ча­сто, зато боль­ше века, до 1984 года, счи­та­лась са­мым длин­ным част­ным суд­ном в мире. Хотя по­стро­и­ли ее для еги­пет­ско­го хе­ди­ва Исма­и­ла-паши как ко­лес­ный па­ро­ход. El Mahrousa пер­вой про­шла по Суэц­ко­му ка­на­лу в 1869‑м, а по­том го­да­ми чис­ли­лась в со­ста­ве еги­пет­ско­го фло­та — в ка­че­стве учеб­но­го корабля.

Или взять де­вя­но­сто­де­вя­ти­мет­ро­вую кра­са­ви­цу Christina O, ко­то­рую зна­ют в лицо все за­все­гда­таи Лазур­но­го Бере­га. До того как ее в на­ча­ле пя­ти­де­ся­тых вы­ку­пил Ари­сто­тель Онас­сис и на­звал в честь сво­ей до­че­ри, она слу­жи­ла эс­мин­цем в во­ен­но-мор­ском фло­те Кана­ды и участ­во­ва­ла в вы­сад­ке со­юз­ни­ков в Нор­ман­дии. Гре­че­ский маг­нат за­пла­тил за нее гро­ши, вло­жил в ре­кон­струк­цию че­ты­ре мил­ли­о­на дол­ла­ров – так по­яви­лась одна из са­мых рос­кош­ных яхт мира. Одно­го лишь взгля­да на Christina O до­ста­точ­но, что­бы по­ве­рить во все ле­ген­ды, ко­то­ры­ми она ове­я­на. И в рас­ска­зы о том, что тво­ри­ли на ее бор­ту Уин­стон Чер­чилль, Фрэнк Сина­тра, Мария Кал­лас, Джон Кен­не­ди, Гре­та Гар­бо, Эли­за­бет Тей­лор. И даже в то, что для обив­ки бар­ных сту­льев на Christina O была ис­поль­зо­ва­на кожа край­ней пло­ти китов.

Уин­стон Чер­чилль на бор­ту Christina O. 
Christina O сегодня.
Один из ка­те­ров Christina O и лест­ни­ца на яхте.

Вось­ми­де­ся­ти­мет­ро­вая Norge, бу­ду­щая яхта нор­веж­ско­го ко­ро­ля Хоко­на VII, на­про­тив, с са­мо­го на­ча­ла стро­и­лась как част­ная, но в пер­вые ме­ся­цы Вто­рой ми­ро­вой была рек­ви­зи­ро­ва­на у ее то­гдаш­не­го вла­дель­ца, ан­глий­ско­го про­из­во­ди­те­ля ис­тре­би­те­лей Тома­са Соп­ви­ча, и пе­ре­да­на бри­тан­ско­му Коро­лев­ско­му ВМФ. Лод­ка Соп­ви­ча, со­здан­ная ком­па­ни­ей Camper & Nicholsons, на­зы­ва­лась Philante и до пре­вра­ще­ния в эс­корт­ный ко­рабль два­жды схо­ди­ла на Гала­па­гос по по­ру­че­нию Лон­дон­ско­го зоо­пар­ка (бла­го­да­ря ей в сто­ли­цу им­пе­рии по­па­ли игу­а­ны и пинг­ви­ны). А так­же при­ни­ма­ла на бор­ту акул до­во­ен­ной по­ли­ти­ки всех ма­стей, жаж­дав­ших за­ка­зать ее вла­дель­цу аэропланы.

Но, ве­ро­ят­но, са­мой зна­ме­ни­той ме­га­ях­той до­ме­га­ях­то­вой эры была Britannia, по­стро­ен­ная на вер­фи John Brown & Co. Ltd для едва взо­шед­шей на пре­стол ко­ро­ле­вы Ели­за­ве­ты II. Бри­та­ния по­сле Вто­рой ми­ро­вой жила в ре­жи­ме жест­кой эко­но­мии, вдо­ба­вок раз­го­ра­лась но­вая, хо­лод­ная вой­на, так что ав­тор ин­те­рье­ров Britannia, ан­глий­ский Ле Кор­бю­зье сэр Хью Кас­сон, спла­ни­ро­вал и де­ко­ри­ро­вал ко­ро­лев­скую лод­ку так, что­бы при не­об­хо­ди­мо­сти она мог­ла лег­ко пре­вра­тить­ся в пла­ву­чий гос­пи­таль. Необ­хо­ди­мо­сти за со­рок три года экс­плу­а­та­ции, как это ни стран­но, не воз­ник­ло. Сей­час пен­си­о­нер­ка Britannia вы­став­ле­на на все­об­щее обо­зре­ние в шот­ланд­ском го­ро­де Лит.

Britannia Ели­за­ве­ты II.

Britannia — се­рьез­ный ко­рабль: сто два­дцать пять мет­ров дли­ной. Она и в наши дни мог­ла бы счи­тать­ся од­ной из са­мых боль­ших в мире, но в первую де­сят­ку уже не во­шла бы. И даже не­дав­няя ре­корд­смен­ша, сто­ше­сти­де­ся­ти­трех­мет­ро­вая Eclipse Рома­на Абра­мо­ви­ча, сто­ит лишь на тре­тьей строч­ке ми­ро­во­го рей­тин­га. А на пер­вой те­перь кра­су­ет­ся Azzam, по­стро­ен­ная для пре­зи­ден­та ОАЭ шей­ха Хали­фы ибн Зай­да аль-Нахай­я­на на не­мец­кой вер­фи Lürssen и спу­щен­ная на воду в 2013‑м. Сто во­семь­де­сят мет­ров, шесть па­луб, си­ло­вая уста­нов­ка из двух ди­зель­ных дви­га­те­лей и двух га­зо­вых тур­бин об­щей мощ­но­стью де­вя­но­сто че­ты­ре ты­ся­чи ло­ша­ди­ных сил поз­во­ля­ет раз­ви­вать ско­рость до трид­ца­ти уз­лов, или пя­ти­де­ся­ти пяти ки­ло­мет­ров в час, — чуть мень­ше того, на что спо­соб­ны ядер­ные ре­ак­то­ры крей­се­ра «Петр Вели­кий». Сто­ит яхта шей­ха шесть­сот мил­ли­о­нов дол­ла­ров. Про­чие де­та­ли — секрет.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Старейшие деревья Земли на фоне звёзд: фотопроект «Бриллиантовые ночи» Старейшие деревья Земли на фоне звёзд: фотопроект «Бриллиантовые ночи»

Отыскать самые старые деревья на планете – такая цель у американки Бет Мун

National Geographic, май'19
Почему гендиректор российского Metro Cash & Carry досрочно покидает пост Почему гендиректор российского Metro Cash & Carry досрочно покидает пост

Джери Калмис досрочно уступит кресло гендиректора Мартину Шумахеру

Forbes, май'19
Какие друзья хороши для нас? Какие друзья хороши для нас?

Стоит выбирать тех людей, которые хотят сделать мир лучше, а не хуже

Psychologies, май'19
Как выходец из Бобруйска создал один из самых известных брендов российской одежды Как выходец из Бобруйска создал один из самых известных брендов российской одежды

Отказавшись от франчайзи, торговая марка «Твое» увеличивает продажи в онлайне

Forbes, май'19
Телефон вместо машины. Uber перед IPO запустил новую функцию Телефон вместо машины. Uber перед IPO запустил новую функцию

Uber незадолго до IPO внедрил в приложение новую функцию

Forbes, май'19
Минтай премиум-класса: куда уплывает народная рыба Минтай премиум-класса: куда уплывает народная рыба

2019 год может стать началом конца для экономического сегмента рыбных продуктов

Forbes, май'19
Как соцсети влияют на отношения? 4 главных эффекта, обнаруженных учеными Как соцсети влияют на отношения? 4 главных эффекта, обнаруженных учеными

Соцсети привнесли в романтические отношения массу проблем и нюансов

Playboy, май'19
5 вещей, которые Папа Римский Франциск сделал для женщин 5 вещей, которые Папа Римский Франциск сделал для женщин

Папа Римский Франциск считается очень прогрессивным человеком

Forbes, май'19
Лондон, гудбай! Как Brexit ударит по финансовым стартапам Европы Лондон, гудбай! Как Brexit ударит по финансовым стартапам Европы

Из-за Brexit Лондон потеряет статус финансовой столицы Европы

Forbes, май'19
Каковы реальные последствия Чернобыльской катастрофы Каковы реальные последствия Чернобыльской катастрофы

Как действует радиация на человека и сколько жизней унес Чернобыль

Популярная механика, май'19
5 экзотических стран без виз: когда ехать, чем заняться, что есть 5 экзотических стран без виз: когда ехать, чем заняться, что есть

Куда сорваться, если отпуск нагрянул внезапно? Мы собрали подборку стран

Cosmopolitan, май'19

Стюардесса рассказала, как проходила эвакуация пассажиров из горящего лайнера

Cosmopolitan, май'19
Женщины говорят: беременность после рака груди Женщины говорят: беременность после рака груди

Опыт Наташи, которая прошла шесть курсов химиотерапии и готовится стать мамой

Vogue, май'19
Российские бизнесмены заинтересовались инвестициями в рынок марихуаны Российские бизнесмены заинтересовались инвестициями в рынок марихуаны

Российские бизнесмены обратили внимание на рынок легального каннабиса

Forbes, май'19
Кто они – пилоты воздушных шаров? Интервью в пять утра на высоте 100 метров над землей Кто они – пилоты воздушных шаров? Интервью в пять утра на высоте 100 метров над землей

Помимо душевной беседы, внутри еще очень много фото

Playboy, май'19
Безотходный маневр Безотходный маневр

Какие перспективы обещает нам возвращение к многоразовому миру

Огонёк, май'19
Джентльмены предпочитают блондинок. 9 мифов о Мэрилин Монро Джентльмены предпочитают блондинок. 9 мифов о Мэрилин Монро

Биография секс-символа Голливуда обросла легендами

Вокруг света, май'19
Удовольствие по щелчку Удовольствие по щелчку

Весь мир охвачен селфи, как пандемией

Вокруг света, май'19
Смешная девчонка Смешная девчонка

Марго Робби о том, как освоиться в Голливуде и начать продюсировать фильмы

Grazia, апрель'19
Крус молодого бойца Крус молодого бойца

Сорок пять Пенелопы Крус — это новые двадцать

Tatler, май'19
Гламурная семейка Гламурная семейка

Кольцехвостые лемуры — настоящие звезды экрана

Вокруг света, май'19
Пыль в глаза Пыль в глаза

Для борьбы с острым конъюнктивитом нужны средства посерьезней привычных капель

Добрые советы, май'19
«Мне в этом городе жить» «Мне в этом городе жить»

Глава Якутска Сардана Авксентьева — о себе, мигрантах и бездомных животных

Русский репортер, май'19
Эфирное создание Эфирное создание

Неужели из друга семьи телевизор окончательно превратился в средство пропаганды?

GQ, май'19
Игра на публику Игра на публику

Краткий кодекс этики в соцсетях: что нужно знать в 2019 году

Glamour, май'19
Настоящий андерграунд Настоящий андерграунд

Как выстроить реальный и виртуальный диалог с девятью миллионами пассажиров

Elle, май'19
Родион Газманов: «Она представилась: «Люси», – и смотрит враждебно...» Родион Газманов: «Она представилась: «Люси», – и смотрит враждебно...»

Наследник популярного музыканта о работе на Первом канале и творчестве

StarHit, май'19
Слишком правильный Слишком правильный

Певец Сергей Лазарев – о мамином воспитании и собственном отцовстве

Домашний Очаг, май'19
Путешественники во времени Путешественники во времени

Искусство управлять временем совершенствуется и специализируется

Psychologies, май'19
Папа купил автомобиль Папа купил автомобиль

Стоит узнать, можешь ли ты приобрести машину с помощью государства

Лиза, май'19