Конструкторов военной техники нередко называют злыми милитаристами

MaximОбщество

Танк среди ясного неба. История летающей боевой машины

Отчего танки не летают как птицы? Сейчас с таким вопросом можно вполне откосить от армии. А в суровые годы войны над решением этой задачи трудились самые что ни на есть нормальные люди.

Николай Поликарпов

659x378_0xac120005_21265180361529037816.jpg

Конструкторов военной техники нередко называют злыми милитаристами, создающими машины для убийства. Война — штука скверная, кто бы спорил, но в своих оценках пацифисты часто не правы. Военные наработки двигают прогресс и попутно служат развитию вполне мирной техники. В попытках решить очередную задачу по уничтожению противника самым неожиданным для него способом конструкторы порой создают весьма неординарные штуки. Иной чудак такое придумает, что непонятно даже, как это можно построить.

Историки таких мечтателей очень любят: называют их «опередившими время», а их творения — «памятниками мужеству» (хотя честнее было бы сказать «тупиковая ветвь»).

Пожалуй, самой мужественной была попытка конструкторов создать летающий танк. А что? Машина хорошая, пуль не боится, сама стреляет неплохо, по шоссе и бездорожью едет быстро. Универсальная такая штука, вот если бы еще летать умела… И ведь научили же!

Кому это вообще пришло в голову?!

659x431_0xac120005_17832306681529037818.jpg

Идея научить танк летать кажется сегодня бредовой. Но в начале XX века авиация и танковые войска казались родными братьями (при общей маме — Первой мировой войне). В 30-х годах появились первые воздушно-десантные соединения, и спрыгнувшей на головы супостатов «крылатой пехоте» тут же стало не хватать брата-танка.

Так что сразу в нескольких странах лучшие умы принялись думать над тем, как бы тяжелый и не очень-то обтекаемый танк заставить полететь на выручку к пехоте.

Специальных транспортных самолетов, способных перевозить танки, в 30-е годы прошлого века еще не существовало (их и сегодня по пальцам можно пересчитать). Нужны были неординарные идеи. Первым делом танки попытались подвесить к самолету и сбрасывать на парашюте. Этими смелыми экспериментами в СССР занимался П. И. Гроховский, которым была разработана подвеска для перевозки легких танкеток Т-27 под брюхом тяжелого бомбардировщика ТБ-3. На землю танкетка опускалась на парашюте с диаметром купола 30 метров.

В 1935 году подвеска Гроховского была принята на вооружение Красной Армией под индексом ПГ-12. Осенью того же года во время учений Киевского особого военного округа сброс танкеток был продемонстрирован иностранным военным атташе и произвел на них неизгладимое впечатление.

С бомбардировщиков на головы изумленным наблюдателям плавно опускались даже легкие танки (весом по 3,5 тонны) вместе с экипажами! Но, увы, это была чистая показуха: при ударе о землю танк частенько выходил из строя…

Тот же Гроховский предполагал использовать для доставки танков тяжелый планер. В этом случае танк садился бы на землю мягко, особенно если бы под ним оказалось ровное поле или аэродром. В создании планеров Гроховский имел большой опыт, а в 1932 году под его руководством был построен первый в мире 20-местный десантный планер Г-63 «Яков Алкснис» с размахом крыла 28 метров и грузоподъемностью 1700 килограммов.

Именно на базе этого аппарата предполагалось построить планер и для перевозки танков, однако на тот момент не нашлось достаточно мощного самолета-буксировщика — таскавший Г-63 одномоторный биплан Р-5 для танковых затей оказался слабоват. Были попытки установить дополнительные авиамоторы на самом планере, но и они не дали результатов.

Тем временем за океаном

659x386_0xac120005_3034766981529037819.jpg

Итак, перевозить танки по воздуху не получилось. Но это не остановило мировое инженерное сообщество. Американский конструктор Уолтер Кристи, поглядев на наши неудачи, решил научить летать сам танк. В 1932 году он создал легкий колесно-гусеничный танк (впоследствии был закуплен СССР и положил начало серии отечественных танков марки «БТ»).

Дело оставалось за малым — снабдить пятитонный танк бипланной коробкой крыльев и парой трубчатых балок с хвостовым оперением. На верхнем крыле планировалось поставить редуктор с воздушным винтом, приводимым в движение от двигателя танка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Егор Кончаловский: «Для хороших отношений с родными нужно иметь возможность их не видеть» Егор Кончаловский: «Для хороших отношений с родными нужно иметь возможность их не видеть»

Егор Кончаловский: каково это — родиться в самой известной киносемье России

Maxim
Просто красавица Просто красавица

Тина Кунаки — о преимуществах брака с Венсаном Касселем и роли соцсетей в мире

Tatler
Связь с народом: зачем медицинским чиновникам блоги в соцсетях Связь с народом: зачем медицинским чиновникам блоги в соцсетях

Насколько эффективно органы власти используют цифровую открытость?

Forbes
Волшебный шкаф Волшебный шкаф

Проблема «нечего надеть» не зависит ни от дохода, ни от величины гардероба

Добрые советы
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Некто, кому доверяет Путин. Что россияне думали о премьере Медведеве Некто, кому доверяет Путин. Что россияне думали о премьере Медведеве

Что отправило под откос карьеру бывшего премьера?

Forbes
Как правильно пить джин: самые интересные способы и идеальная закуска Как правильно пить джин: самые интересные способы и идеальная закуска

Как пить джин, чтобы получить максимальное удовольствие от этого напитка?

Playboy
4 способа почистить зубы, когда под рукой нет зубной щетки 4 способа почистить зубы, когда под рукой нет зубной щетки

Как спасти свои зубы от кариеса, когда привычных средств под рукой нет?

Cosmopolitan
Наци не догонят! История первого успешного побега  из лагеря смерти Освенцима Наци не догонят! История первого успешного побега  из лагеря смерти Освенцима

Рудольф Врба и Альфред Ветцлер были первыми, кому удалось сбежать из Освенцима

Maxim
Отбор денег у 90% занятых: почему освобождение малоимущих от уплаты НДФЛ — плохая идея Отбор денег у 90% занятых: почему освобождение малоимущих от уплаты НДФЛ — плохая идея

Власти обсуждают, как справиться с падением реальных доходов россиян

Forbes
8 лучших молодых футболистов Европы 8 лучших молодых футболистов Европы

За кем из игроков, не достигших 22 лет, стоит будущее мирового футбола

GQ
Малала Юсуфзай, Грета Тунберг и еще 7 детей, которые изменили мир Малала Юсуфзай, Грета Тунберг и еще 7 детей, которые изменили мир

Дети и подростки, которые смогли повлиять на жизнь общества и культуру

Популярная механика
Как выбрать автомобиль Как выбрать автомобиль

Какой автомобиль следует выбрать начинающему водителю?

Maxim
Железная леди Железная леди

И сегодня 61‑летней актрисе есть что показать и чем поделиться

GQ
Внутренняя красота Внутренняя красота

Совершенно простой дом в Майами с обширной коллекцией арт-объектов

AD
Мария Куликова: «Ваня раньше был уверен, что его мама — врач» Мария Куликова: «Ваня раньше был уверен, что его мама — врач»

Никогда не жалуюсь и воспринимаю как дар все, что со мной происходит

Караван историй
5 ситуаций, когда не стоит сохранять брак 5 ситуаций, когда не стоит сохранять брак

Мы жили в плену иллюзий, а на деле мы совсем разные люди

Psychologies
Похудеть без вреда для кожи Похудеть без вреда для кожи

Позаботьтесь о состоянии кожи во время похудения

Домашний Очаг
История любви Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона: пылкая страсть и громкий развод История любви Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона: пылкая страсть и громкий развод

Историю Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона часто называют романом века

Cosmopolitan
Год больших рисков: какие пузыри схлопнутся в новом году Год больших рисков: какие пузыри схлопнутся в новом году

Чего ждать на финансовых рынках в 2020-м?

Forbes
История изобретения противозачаточных таблеток, или как женщины получили свободу выбора: фрагмент книги Джонатана Эйга История изобретения противозачаточных таблеток, или как женщины получили свободу выбора: фрагмент книги Джонатана Эйга

Увлекательный рассказ об изобретении противозачаточных таблеток

Esquire
Что делать, когда у вас нет настроения заняться сексом? Что делать, когда у вас нет настроения заняться сексом?

Заниматься сексом, которого совершенно не хочется – своего рода обман

GQ
«До основанья, а затем». Почему изменение Конституции может стать неожиданным и для самого Путина «До основанья, а затем». Почему изменение Конституции может стать неожиданным и для самого Путина

Владимир Путин все-таки решил изменить Конституцию — и сразу радикально

СНОБ
Костры амбиций Костры амбиций

У нашего поколения появился новый главный враг — эмоциональное выгорание

GQ
Почему светят звёзды? Почему светят звёзды?

Какие внутренние процессы заставляют звёзды излучать свет?

Наука и жизнь
Директор Большого театра Владимир Урин: «Большой может чаще выступать бесплатно» Директор Большого театра Владимир Урин: «Большой может чаще выступать бесплатно»

Летом 2018 года Большой впервые опробовал формат опен-эйр в Москве

Forbes
6 «мифов» о здоровье, которые оказались правдой (ученые подтвердили) 6 «мифов» о здоровье, которые оказались правдой (ученые подтвердили)

Некоторые вещи, которые ты слышал о здоровье в детстве, на самом деле правдивы

Playboy
Нервы сдали: самая эмоциональная реакция Меган Маркл на травлю в СМИ Нервы сдали: самая эмоциональная реакция Меган Маркл на травлю в СМИ

Через что пришлось пройти герцогине сассекской

Cosmopolitan
Война и клир: чем вера в Бога отличается от фанатизма — объясняет протодиакон РПЦ Война и клир: чем вера в Бога отличается от фанатизма — объясняет протодиакон РПЦ

Как отделить добро от кулаков, а веру — от фанатизма

Esquire
100 отжиманий за 6 недель: программа, которая приведет тебя в форму 100 отжиманий за 6 недель: программа, которая приведет тебя в форму

Хватит откладывать, пора начинать

Playboy
Открыть в приложении