Команда Александринки сделала новую сцену прогрессивным междисцплинарным центром

Собака.ruКультура

Новая сцена Александринского театра

Текст: Елена Анисимова, Наталия Эфендиева

Слева направо: Илья SymphoCat, Анастасия Брюханова, Александр Малич, Анастасия Антоненкова, Алиса Айсина, Олеся Строкина, Валерий Фокин, Михаил Казмирук, Олеся Пушкина, Елизавета Любимова, Ольга Малинина

За 10 лет команда Александринки сделала новую сцену Национального драматического театра прогрессивным междисцплинарным центром. Здесь не только показывают спектакли — лауреаты «Золотой маски» («Нана» Жолдака и «Чук и Гек» Патласова!), но и ставят инклюзиклы и сказки от нейросетей, смотрят танцперформансы и спектакли-инсталляции, слушают Каравайчука и Jane Air, постхор Attaque de Panique и акусматическую музыку. И даже собственное телевидение у них есть!

Команда сфотографирована в здании Новой сцены, спроектированном архитектурным бюро «Земцов, Кондиайн и па ртнеры». Задача построить театр «нового поколения», вписав его в стены исторического склада балетных декораций, как мы видим, была успешно решена, — и архитекторов неоднократно на градили п рофессиона льными премиями.

Валерий Фокин, режиссер, художественный руководитель Александринского театра

Идеолог создания Новой сцены и поклонник гротескного «театра условности» Всеволода Мейерхольда — к юбилею площадка стала называться в честь оппонента системы Станиславского, а у самого здания появился памятник режиссеру — реформатору театрального языка.

С самого начала у меня и коллег была одна задача — чтобы получилась не еще одна новая малая сцена, а пространство, которое работало бы как междисциплинарный культурный центр. Чтобы там, кроме театральных лабораторий и опытов, был целый ряд смежных программ: музыкальных, танцевальных, образовательных, лекционных. Одно удалось больше, другое — ­меньше, но мы справились. Для меня это и есть самое главное удовлетворение: сегодня Новая сцена имени Всеволода Мейерхольда (режиссер работал десять предреволюционных лет в Александринке. — Прим. ред.), как она называется с этого года, функционирует именно как театрально-культурный центр. Здесь довольно плотный поток людей, много молодежи. Можно прийти в книжную лавку, кафе, провести переговоры или встречи. Параллельно работают пространства, где идут репетиции и спектакли. А в медиастудии — вообще своя жизнь. Все очень правильно, потому что такой и была наша изначальная идея. Историческое здание Александринского театра, которое находится рядом, питает творчески новое пространство, а оно, в свою очередь, обогащает основную сцену. По сути, это воплощение на деле завета Мейерхольда про сочетание традиционализма и новаторства. Формула нашего театра, на которой он завязан.

Десять лет — это серьезный срок. Может быть, с точки зрения истории Российского государства и всех нас маловато, но для театра существенно. Новая сцена обязательно должна подойти к своему следующему этапу. Не изменяя общей концепции театрально-экспериментального центра, мы будем искать с командой другие формы. Тем более, что следующий год юбилейный — 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда. В него не только символично, но и интересно начать новую жизнь.

Движение и какое‑то переосмысление необходимо не только Новой сцене, но и всему Александринскому театру. Несмотря на сегодняшние трудности, надо это продолжать. В 2023-м двадцать лет, как я художественный руководитель, а по факту — 21 год, потому что «Ревизор» был поставлен в 2002‑м (первая работа Валерия Фокина в Александринке с реминисценциями из спектакля Мейерхольда 1926 года получила «Золотую маску» и «Золотой софит». —  Прим. ред.). Владимир Немирович Данченко давал 13–15 лет театру. Он, конечно, не имел в виду, что театры следует закрывать по истечении этого времени. Речь про обновление, свежие идеи. Это мы и будем пытаться реализовывать.

Кто в команде новой сцены

Александр Малич, генпродюсер

С приходом в команду журналистакультуртрегера в жизни Петербурга появилась аксиома: когда не знаешь, куда культурно сходить, иди на Новую сцену —  в ее афише всегда есть что посмотреть и послушать.

Моя самая большая гордость — наша команда. Классные ребята, с которыми просто здорово каждый день встречаться на работе. Думаю, они мой самый главный успех и удача. Из того, что мы уже сделали вместе, сейчас самым важным кажется фестиваль в честь десятилетия «Новая X»: за три дня удалось показать многое из того, чем мы занимаемся. Например, танцперформанс Ксении Михеевой «Непокой», спектакль-инсталляцию Кирилла Люкевича (оба — обладатели «Золотых масок»!), а также концерты петербургских рокеров Jane Air и пианистов-новаторов Настасьи Хрущевой из андеграундного «Тру театра», Алексея Гориболя, популяризатора неоакадемической музыки, и соединяющего джаз и классику Риада Маммадова.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении