Музей искусства Санкт-Петербурга наполняет артобъектами Василеостровский рынок

Собака.ruКультура

Дело Собчака

Текст: Александра Генералова. Фото: Маргарита Смагина

Марина Джигарханян, директор музея: «В начале 90-х мне подарили мобильный телефон нокиа с большой антенной. Я положила его в карман сумки, а антенна осталась торчать — аппарат у меня , конечно же, быстро вытащили в метро». На Марине Джигарханян: блуза Hugo Boss, тренч Dromе, ботильоны Casadei (все — ДЛТ).  Картина слева: Остап Драгомощенко. Отражение второй скорости. 1989

Коллекцию Музея искусства Санкт-Петербурга XX–XXI века (МИСП) начали собирать с подачи Анатолия Собчака в 1990-е. Сейчас младший брат «Манежа» и бывшее рабочее место фронтмена Shortparis Николая Комягина приглашает мигрантов вместо экскурсоводов, наполняет артобъектами Василеостровский рынок и открывает свою первую выставку-блокбастер «Лихие 90-е».

Первая коллекция локального contemporary

О небольшом музее петербургского искусства непрофессионалы знали благодаря лидеру Shortparis, который возглавлял в МИСПе образовательный отдел. В прошлом году стало очевидно: новая молодая команда умеет «упаковывать» непопулярное локальное искусство прошлого века во внятные выставки и продвигать через коллаборации с социальной сетью «ВКонтакте». Через три года у музея появится новое большое пространство, а у Отдела новейших течений Русского музея — серьезный конкурент.

«Идея музея современного искусства возникла у Анатолия Собчака в начале 90-х —так в ЦВЗ “Манеж” появился специальный отдел по формированию коллекции, куда закупали и получали в дар работы самых актуальных на тот момент художников, в том числе с Пушкинской, 10», — вспоминает директор МИСПа Марина Джигарханян, которая 29 лет назад сама собирала по мастерским хайлайты коллекции: от Бориса (Боба) Кошелохова и Владимира Шинкарева до Тимура Новикова и Сергея Бугаева (Африки).

Владимир Канищев «Большая битва из-за бабы в селе Троицком». 1999. Работа представлена на выставке «Лихие 90-е»

«Тогда в “Манеже” художник Петр Рейхет, например, выставлял работу “Китовый гондон” — огромный целлофановый пакет, протянутый через все пространство выставочного зала. Еще у него была серия блюющих людей из гипса “Блёвушки”, которых он расставлял по Петербургу, а в итоге выставил в том самом зале, где сейчас показывают серьезный проект “Дейнека/Самохвалов”», — проводит исторический экскурс PR-директор музея Володя Шадрин, благодаря которому официальным инфопартрнером МИСПовских выставок стала социальная сеть «ВКонтакте».

В конце 90-х коллекция отдела современного искусства разрослась настолько, что в Манеже перестало хватать места для ее хранения и город начал предлагать варианты отдельного здания: сначала Новую Голландию, потом здание Варшавского вокзала, Никольский рынок, завод «Бавария». В итоге собственное небольшое помещение на канале Грибоедова, где до революции находился полицейский архив, будущий Музей искусства Санкт Петербурга получил, когда в Манеже началась реконструкция и фонды нужно было срочно вывозить. Изначальная концепция музея петербургского contemporary art трансформировалась в представление малоизвестных широкой публике художников XX века, хотя после выставки «Гротеск в искусстве» в коллекции появилась, например, скульптура молодой медиахудожницы Леры Нибиру.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении