Не стройкой единой: чем и как жили бамовцы

СНОБИстория

Птица-стройка

БАМ — не только одна из крупнейших в мире железных дорог. Это люди — и обстоятельства, в которых они жили и работали. Рассказываем о контексте, в котором шла грандиозная стройка.

Фото: Маршани / РИА Новости. Свадьба в Тынде, 1974

Свадьба

Сколько семей было создано во время строительства Байкало-Амурской магистрали, точно неизвестно. По некоторым оценкам, только в Тынде (неофициальная столица БАМа) в год регистрировали примерно 500–600 браков. Бамовцев объединяли и сближали не только соседство и совместный досуг, но и общие трудности. Несмотря на то, что подходящих условий для торжеств на стройке не было, свадьбы, по воспоминаниям гостей, проходили шумно и весело. Девушки передавали друг другу «по наследству» свадебные платья. На церемонии в ЗАГС ездили на украшенных шариками самосвалах «Магирус», отмечали — прямо в общежитиях.

Дети

Фото: Эдгар Брюханенко / ТАСС. Молодые родители на станции Киренга, поселок Магистральный, 1977
Фото: Виктор Мариковский / ТАСС. Дочь строителя БАМа на уроке, город Тында, 1979

За первые три года стройки на БАМе родилось больше 21 тысячи детей. Поначалу условий для жизни с ними не было вовсе — и молодые семьи старались перебраться «поближе к цивилизации». Постепенно качество жизни бамовцев улучшалось: общежития ремонтировали, перебоев с товарами практически не было. Но оставаться на БАМе с детьми было сложно: пока родители работали, сидеть с ними было некому. Чтобы удержать рабочих, на БАМе начали строить детские сады — к 1979-му их было уже больше 30.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении