БДТ и советская власть

Из театрального опыта 1920-1930-х годов

СНОБКультура

БДТ и советская власть

Из театрального опыта 1920-1930-х годов

Об этом периоде в истории БДТ известно мало. Фигура Георгия Товстоногова, грандиозность его спектаклей потеснили и отодвинули в тень театральной истории его предшественников. Тем не менее они были, а в их постановках отразился весь драматизм времени, суровый прессинг и диктат советской идеологии, которого никому не удавалось избежать. Об этом размышляют журналист Виталий Дымарский и историк литературы Сергей Радлов, работающий над юбилейным изданием, посвященным первому десятилетию жизни БДТ.

ДЫМАРСКИЙ: Насколько Блок, пока занимал пост председателя режиссерского управления БДТ, мог отстаивать относительную независимость театра, в первую очередь, конечно, его репертуарную политику? И насколько театр оказался беззащитным после ухода Блока?

РАДЛОВ: Цензура пришла в театр практически сразу после октября 1917 года и не миновала, конечно же, и БДТ. В самом начале 1920-х годов произошла структуризация органов цензуры, и в недрах Главлита возник Главрепертком для контроля над всеми зрелищными мероприятиями. Блок твоя фамилия или Олеша, все должны следовать правилам большевистской «свободы слова». Кстати, Блок провел почти двое суток в ЧК по подозрению в участии в левоэсеровском заговоре. Причем арестован он был 15 февраля 1919 года, в день премьеры «Дона Карлоса», которым открылся новый Большой драматический театр.

В рабочих экземплярах и самых ранних из поставленных в театре пьес, того же «Дона Карлоса», мы видим эти зловещие печати: «Допущено», «Разрешено», «Разрешено с вымарками». Поначалу театру было немного легче, чем, скажем, газетам, а самые тяжкие испытания выпали на его долю позднее, уже ближе к середине 1920-х годов. Так, в БДТ была анонсирована пьеса Замятина «Атилла». Прошли читки, начались репетиции, юным Николаем Акимовым был создан макет, фотография которого, к счастью, сохранилась. А вот текст цензуру не прошел, и после долгих мытарств на него в 1928 году был наложен окончательный запрет. Что, кстати, стало одной из главных причин отъезда Замятина из Советского Союза, по его словам. Нет худа без добра, ибо запрет постановки в БДТ спас ему жизнь. Трудно представить себе, что автор романа «Мы» выжил бы в сталинской России.

В 1925 году директор БДТ Рувим Шапиро, человек героический, заказал Василию Каменскому пьесу «Патриарх Тихон». По счастью, рукописи не горят, и мы можем смело говорить, что если бы пьеса оказалась пред очами цензора, то не было бы сегодня никакого БДТ. Шапиро оказался здравомыслящим человеком и не дал пьесе хода.

Первый приговор Константина Кузьмина-Караваева, известного под псевдонимом Константин Тверской.

ДЫМАРСКИЙ: Что же в ней криминального?

РАДЛОВ: Футурист Василий Каменский – и драматург радикальный, к его опытам в драме с интересом относился Станиславский, хотя так и не поставил. А «Патриарх Тихон» – пьеса с формальной точки зрения вполне традиционная, но фантастическая антисоветчина. «На сей лик святой Божьей Матери без слез смотреть невозможно, еще недавно в ее венце яко звезды горели бриллианты и изумруды, а вот пришли советские комиссары и ограбили в пользу голодающим. А мы-то ведь знаем, что бриллиантами голодных не кормят. Ох воры, ох насильники, слуги сатанинские – эти комиссары». Это написано в 1925 году. И вся пьеса такая. Когда я ее читал в РГАЛИ, все время думал, дойдет ли дело до разоблачения патриарха. Так в конце только слегка это обозначено, а в основном – о разгроме церкви, о воровстве, цинизме, вранье.

Василий Каменский умер своей смертью, а Рувим Шапиро погиб. В 1936 году его арестовали, но он оказался человеком несгибаемым: на допросах стандартные обвинения в троцкизме отрицал, в результате его не расстреляли, а отправили на Колыму. Там Шапиро вместе с известным чекистом, бывшим заместителем Дзержинского Берзиным якобы возглавил повстанческую организацию и уже за это был расстрелян в 1938 году.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что нового? Что нового?

Участники проекта «Сноб» за десять лет

СНОБ, октябрь'18
Путь в гору Путь в гору

Как боец Хабиб Нурмагомедов стал одним из главных героев мирового спорта

Forbes, август'19
Эффект колеи Эффект колеи

Ручное управление экономикой мутирует в административно-командное

Огонёк, февраль'19
«Я хочу делать доброе кино» «Я хочу делать доброе кино»

Алёна Чехова пробует себя в качестве продюсера и мечтает снимать детские сказки

OK!, февраль'19
Временная работа Временная работа

Производители часов показали очередные результаты своего труда

AD, март'19
Стихи на стенах Стихи на стенах

Стены утешают, не обманывая

Elle, март'19
Мечтать не вредно! Мечтать не вредно!

Бизнесвумен Елена Мошнина делится с Grazia своими мыслями

Grazia, февраль'19
В предлагаемых обстоятельствах В предлагаемых обстоятельствах

Интервью перед стартом проекта «Последний герой. Актёры против экстрасенсов»

OK!, февраль'19
Даниил Хармс Даниил Хармс

Портретная галерея Дмитрия Быкова

Дилетант, март'19
Приправы для секса: 5 горячих подарков ко Дню святого Валентина Приправы для секса: 5 горячих подарков ко Дню святого Валентина

Приправы для секса: 5 горячих подарков ко Дню святого Валентина

Men’s Health, февраль'19
Испечь альтернативные блины Испечь альтернативные блины

Самая креативная рубрика научит тебя печь блины

Maxim, март'19
Кошмарный сон Актера Фролова Кошмарный сон Актера Фролова

Как бездомные выживают в московском лесу

Русский репортер, февраль'19
Электричкой из Москвы: до Питера на чистой энергии Jaguar I-Pace Электричкой из Москвы: до Питера на чистой энергии Jaguar I-Pace

«Девушка, будь так любезны, первая колонка, электричества до полного!»

Maxim, февраль'19
Все возрасты покорны Все возрасты покорны

Звезды вспоминают первую любовь

StarHit, февраль'19
Тина Паллада Тина Паллада

Тина Канделаки – о стиле, харассменте и телевидении

Cosmopolitan, март'19
Ради чего ехать на третий фестиваль Ikra в Сочи Ради чего ехать на третий фестиваль Ikra в Сочи

Ради чего ехать на третий фестиваль Ikra в Сочи

Vogue, февраль'19
Кто такая Фрида Пинто и как она ломает стереотипы об индийских актрисах Кто такая Фрида Пинто и как она ломает стереотипы об индийских актрисах

Фрида Пинто о том, почему не хотела следовать традиционному амплуа

Vogue, февраль'19
Модернизация уперлась в оценку Модернизация уперлась в оценку

Что тормозит реализацию инфраструктурного плана объемом 6 трлн руб

РБК, февраль'19
Общий вагон европейцев так и не тронулся Общий вагон европейцев так и не тронулся

Еврокомиссия не позволила Siemens и Alstom объединить активы

Эксперт, февраль'19
Суверенный, защищенный, свой Суверенный, защищенный, свой

Российский интернет ждет масштабная перестройка

Эксперт, февраль'19
Наедине с собой Наедине с собой

Стас Пьеха решил провести зимний отпуск на Бали

OK!, февраль'19
Штутгартская конверсия Штутгартская конверсия

Дизель уходит в историю, новую страницу открывает электрокар с динамикой 911-го

Quattroruote, март'19
Как создать свой герб Как создать свой герб

Учить геральдику мы будем на примере — составляя мужской герб

Maxim, февраль'19
США сверили с НАТО дальность российских ракет США сверили с НАТО дальность российских ракет

Что обсуждали министры обороны стран альянса на встрече в Брюсселе

РБК, февраль'19
Шут богов или бог шутки? Шут богов или бог шутки?

Король юмора Михаил Жванецкий победил старую власть и обнялся с новой

Story, март'19
На разрыв аорты На разрыв аорты

Фрида Кало, переосмысливая личную драму, изобразила себя дважды на одном полотне

Вокруг света, март'19
Как украсть миллиард Как украсть миллиард

Нелегальный рынок углеводородов — целая отрасль

Огонёк, февраль'19
Трудоустроить Россию Трудоустроить Россию

Почему юные и пожилые не нужны экономике

Русский репортер, февраль'19
Ангелина Стречина. В ритме танца Ангелина Стречина. В ритме танца

Интервью с актрисой Ангелиной Стречиной

Караван историй, март'19
Сама такая Сама такая

Отношения между женщинами отличаются особым эмоциональным фоном

Добрые советы, март'19