Как Иван Сытин сделал Россию читающей

WeekendИстория

Сквозь картинки к книгам

Как Иван Сытин сделал Россию читающей

Текст: Ульяна Волохова

Александр Моравов. «Портрет И.Д. Сытина», 1908. Фото: Таганрогский художественный музей

Начало массового чтения в России обычно связывают с советскими изобильными государственными тиражами книг. Но еще в конце XIX века над тем, чтобы сделать печатное слово интересным самым широким слоям населения огромной Российской империи немало поработал коммерсант Иван Сытин. К его 175-летию рассказываем, как развивалось дело, приучавшее россиян читать.

Технологичный стартап

Иван Сытин в прямом смысле пришел в издательское дело с улицы. Он родился в крестьянской семье в Костромской губернии. Любви к книгам в детстве не проявлял, закончил три класса сельской школы и в 12 лет был отправлен в люди — продавать с дядей мех, а спустя три года поехал в Москву в услужение к поставщику этого товара Петру Шарапову. Но оказалось, что в меховой лавке сотрудники не требовались и подростка определили в печатную лавку.

Производил и продавал в ней Шарапов лубок — ярко раскрашенные картинки на религиозный или светский, нарочито броский сюжет с коротким текстом. В малограмотной стране такая продукция, понятная даже без навыка чтения, пользовалась огромной популярностью. За 10 лет Сытин дослужился у Шарапова до должности приказчика. В 1876 году он женился на дочери кондитера, получил приличное приданое, занял у хозяина еще 3 тыс. рублей и открыл собственную литографическую мастерскую, технологически превосходящую конкурентов.

«Балда. Сказка А.С. Пушкина: Вот из моря вылез старый бес...» — лубок, литография Товарищества И.Д. Сытина, 1898. Фото: Литография Т-ва И.Д. Сытина и Ко
«Было дело под Полтавой» — лубок, литография Товарищества И.Д. Сытина, 1902. Фото: Российская государственная библиотека

Шарапов, как и другие издатели лубка, печатали на станке черно-белые листы и отвозили их в подмосковные деревни, где крестьянки вручную, с помощью заячьей лапки, раскрашивали картинки. Метод был проверенный, но медленный и неровный по качеству. Сытин исключил крестьянок из производственной цепочки, заменив ручную раскраску французским станком, печатавшим литографии сразу в цвете.

Начал он с воспроизведения уже популярных лубков, но параллельно занимался облагораживанием жанра, добавляя к низкопробным сюжетам более сложные. Так в продаже появились лубки со сказками Пушкина и на сюжеты Гоголя, рассказывающие об исторических событиях, и познавательные — о железной дороге или Нижегородской ярмарке. К концу 1890-х Сытин выпускал до 2,5 млн картинок в год.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении