В мастерской «Старинные ткани» воссоздается текстиль по историческим образцам

Seasons of lifeДизайн

Ткань времени

В мастерской «Старинные ткани» вручную воссоздается текстиль по историческим образцам. Немногие знают о ее существовании, но трудно найти человека, который не видел работы ее мастеров: едва ли не все интерьерные ткани во дворцах-музеях, усадьбах и театрах в нашей стране сотканы их руками.

Текст Мария Жаворонкова
Фото Екатерина Кожевникова

Найти мастерскую среди построек Новоспасского монастыря очень просто. По звуку. На посте охраны нам так и сказали: «Пройдите немного вглубь и идите на стук станков, не заблудитесь».

Неприметная дверь с латунной табличкой оказывается порталом в другое измерение времени (не там, совсем не там искали ее писатели-фантасты). Мы оставляем за порогом XXI век с 3D-принтерами и космическими технологиями и вступаем в пространство XIX века.

В крошечной мастерской все пространство до самого потолка занимают станки Жаккара, похожие на скелеты гигантских динозавров. А потолки здесь четыре метра. Настоящие машины времени, на которых создают ткани в точности так, как делали это в XIX веке на знаменитых на весь мир русских шелкоткацких мануфактурах.

Единственная примета современности — электромоторы, которые заставляют двигаться эти махины. Грузы, которые сохраняют тысячи нитей натянутыми, весят десятки килограммов, и раньше моторы заменяли крепкие мужские руки. Глядя на тончайшие, почти невидимые нити, вспоминаешь, как ткачи-обманщики из сказки Андерсена ткали новое платье для короля. Только здесь все взаправду. Под ловкими руками мастериц челноки, везущие шелковые нити, ныряют и выныривают из-под глади основы. Мастер видит ее только с изнанки, а лицевая сторона отражается в зеркале, подложенном снизу.

Изобретение станка Жаккара в 1804 году произвело текстильную революцию. Машина позволила ткать узорчатую, многоцветную ткань. Раньше со станков полотно выходило однотонным, а расцвечивали его вышивальщицы.

Перед глазами приколот листочек, испещренный многозначными числами. «Это рапорт, памятка, по которой делается орнамент, — рассказывает мастер. — Когда начинаешь работу, все время в него заглядываешь, а потом уже помнишь наизусть». Говорит, а руки продолжают направлять челнок, нога нажимать на педаль, глаза считывать со схемы последовательность действий. Ошибиться нельзя — придется переделывать. А бывает такая сложная ткань, которой выходит за день не больше десяти сантиметров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении