Зачем создавалась спецкафедра «геохимия-2» в ЛГУ в начале 1950-х

Санкт-Петербургский университетИстория

Спецкафедра для спецзадачи

В начале 1950-х в ЛГУ открыли спецкафедру «геохимия-2». Создавалась она для решения задачи государственного масштаба, а решали ее выдающиеся ученые.

Автор: Галина Михайловна Широкова, кандидат геол.мин. наук, выпускница ЛГУ 1968 года

Леонид Васильевич Комлев, заведующий спецкафедрой «геохимия-2» (в центре), и один из лучших его учеников Евгений Борисович Андерсон (слева) на полевых работах в Казахстане. 1974 год. Предоставлено Г. М. Широковой

Среди них — Леонид Васильевич Комлев. В 1951 году его пригласили на преподавательскую работу в Ленинградский ордена Ленина государственный университет имени А. А. Жданова. Здесь наряду с классическим курсом он читал лекции о самых передовых направлениях геохимии урана и тория, проводил спецсеминары по методам ядерной геохронологии и вопросам прикладной радиогеологии. Начало преподавания этих дисциплин связано с Леонидом Васильевичем.

В память об учителе

Имя профессора Комлева к тому времени давно было известно в геологической среде, еще с момента публикации в 1936 году в юбилейном сборнике, посвященном академику Владимиру Ивановичу Вернадскому, его статьи «Некоторые вопросы геохимии урана и тория в гранитных магмах» (М., изд. АН СССР, 1936, c. 463–483). Значимость этой работы отмечал Анатолий Андреевич Смыслов (профессор, доктор геолого-минералогических наук. — Прим. ред.) в монографии «Уран и торий в земной коре»: «По инициативе В. И. Вернадского развернулись планомерные радиогеохимические исследования геологических образований. Наибольший объем работ был выполнен Л. В. Комлевым по изучению урана и тория гранитоидов Украины, Казахстана и других регионов Советского Союза. <...> Особое значение имеет работа Л. В. Комлева по радиоактивности гранитоидов, в которой выделено несколько их радиогеохимических типов. Типизация гранитоидов по соотношению урана и тория не потеряла своего значения, а интересные обобщения стимулировали развитие радиогеохимических исследований в разных регионах».

Геохимии радиоактивных элементов Леонид Васильевич Комлев посвятил 50 лет, все эти годы он работал в Радиевом институте Академии наук СССР (РИАН), создателем и директором которого до 1939 года был академик Владимир Иванович Вернадский. Начинал Леонид Васильевич в 1929 году как радиохимик. В книге Сергея Погодина и Эдуарда Либмана «Как добыли советский радий» профессор Комлев упомянут как участник программы 20–30-х годов, направленной на выявление новых источников получения радия. Этот элемент со времени его открытия извлекали из урановых руд, но СССР в те годы не располагал необходимыми их запасами. Новый источник получения радия советскими учеными был найден — пластовые воды нефтяных месторождений. Но время радия уже заканчивалось, наступало время урана.

Задача поставлена

Приглашение Леонида Васильевича Комлева в 1951 году в ЛГУ совпало по времени с организацией на геологическом факультете спецкафедры.

Ее история началась 31 июля 1950 года. В этот день вышел приказ Главного управления университетов МВО СССР об утверждении в структуре геологического факультета ЛГУ кафедры «геохимия-2» как спецотделения для подготовки кадров в области геологии атомного сырья. В этот же день вышел приказ по ЛГУ, которым заведующим кафедрой был назначен профессор Николай Георгиевич Судовиков. На самом деле организация спецкафедры была начата еще за год до приказа, летом 1949 года. Не исключено, что это произошло следом за испытанием 29 августа первой советской атомной бомбы. Основная часть урана на ее изготовление, как известно, была добыта нашими геологами в Восточной Германии, собственной сырьевой базой для развития атомного проекта СССР не располагал. Именно для создания сырьевой базы радиоактивных руд в геологических вузах страны и была запущена программа массовой подготовки специалистов: формировались спецфакультеты и спецгруппы.

Наша спецкафедра на геологическом факультете ЛГУ уже зимой 1952 года выпустила первых молодых специалистов. Приведу свидетельство, как формировалась первая группа студентов: «В 1950 году 20 студентов четвертого курса в приказном порядке были переведены в спецотделение геохимии урана под руководством проф. Н. Г. Судовикова». Так вспоминает свой вынужденный переход с палеонтологии на уран Калерия Николаевна Чернецова в статье «Геология — моя судьба» сборника «Как искали и добывали уран». Ее направили в Москву в геологическую лабораторию п/я 912 (ВНИИХТ), где Калерия Николаевна проработала петрографом до 1990 года на урановых месторождениях Украинского кристаллического щита.

Профессор Николай Георгиевич Судовиков руководил спецкафедрой с 1950 по 1966 год. У меня нет личных впечатлений об основателе нашей кафедры — он скоропостижно скончался в Ленинграде летом 1966 года, когда мы, студенты третьего курса, были на производственной практике в Южном Казахстане. В 1967 году в издательстве АН СССР вышла монография профессора «Проблема рапакиви и позднеорогенных интрузий». Эта книга хранится у меня до сих пор как память о кафедре и о гранитах рапакиви, которыми облицована Университетская набережная, где в Главном здании ЛГУ на первом этаже размещалась наша кафедра.

Я попала в урановую геологию случайно. Приехав в июле 1963 года в Ленинград поступать на химфак, узнала, что вступительные экзамены уже идут — не в августе, как было всегда до и после, а единственный раз в июле. В справочнике для поступающих в ЛГУ была указана как научное направление геохимия. Еще в школе я прочитала «Занимательную геохимию» академика Александра Евгеньевича Ферсмана и смело поступила на геологический.

Во втором семестре нам, первокурсникам, предстояло выступить с докладами на любой из кафедр, там же можно было выбрать тему для доклада на семинаре.

Кафедры геохимии в ЛГУ тогда не было, она основана в 1966 году. Однокурсница Елена Николаевна Котельникова, ныне профессор СПбГУ (кафедра кристаллографии), еще «на картошке» в Сосново (мы весь сентябрь жили там в пионерлагере) рассказала мне, что есть какая-то «секретная» кафедра «геохимия-2», где учится ее брат. И я отправилась за темой для доклада на эту кафедру, где впервые встретилась с Леонидом Васильевичем Комлевым, он был руководителем семинара. На втором курсе (с четвертого семестра) геохимиков-«радиоактивщиков» выделили в отдельную от общего потока группу, в нее в числе 20 студентов была зачислена и я.

В 1950–1960-е годы в Главном здании ЛГУ (здании Двенадцати коллегий) на первом этаже размещалась спецкафедра «геохимия-2». Музей истории СПбГУ

Востребованные выпускники

В 1968 году мы окончили ЛГУ. Профессор Леонид Васильевич Комлев был руководителем моей дипломной работы. Дипломы, в которых была указана специальность «Геология и поиски месторождений радиоактивных элементов» с присвоением квалификации «геолог-съемщик-поисковик», получили 17 выпускников, из них 9 девушек. Трое в последующем стали докторами наук и двое — кандидатами наук (включая меня). Большинство из нас распределили в экспедиции 1-го главка МИНГЕО (Министерство геологии СССР. — Прим.ред.), ведущие поиски урана. Я получила распределение в Ташкент (Узбекистан).

Как-то весной, уже после официального распределения, профессор Комлев пригласил меня и еще двух дипломников в свой кабинет и сообщил, что московский НИИ-10 (сейчас он известен как ВНИИХТ в госкорпорации «Росатом») организует Опорную научно-исследовательскую станцию (ОНИС) в Северном Казахстане и начальник геологического отдела этого НИИ профессор Юрий Александрович Арапов хотел бы заполучить в штат ОНИС выпускников спецкафедры ЛГУ. И он, Леонид Васильевич, нас троих рекомендовал. Меня перспектива работать в НИИ увлекла.

После личных встреч и собеседований в Москве, завершившихся длительной проверкой анкетных данных, профессор Арапов организовал наш перевод из МИНГЕО в Минсредмаш. С 9 декабря 1968 года мы приступили к работе в НИИ-10: полгода стажировались в минералогической лаборатории Петра Васильевича Прибыткова, а весной отбыли в город Степногорск Целиноградской области, где располагалось управление Целинного горно-химического комбината (ЦГХК) и наш ОНИС. Комбинат тогда перерабатывал молибден-урановые руды Маныбайского месторождения и фосфор-урановые Заозёрного. Наша задача состояла в том, чтобы вести минералого-технологическое опробование в шахтах и карьерах этих месторождений в рамках тематических НИР ВНИИХТа. К лету 1971 года мы уже опубликовали первые разделы в научных отчетах, которые защищались в Москве.

В июне 1971 года в Степногорск прилетел Леонид Васильевич Комлев. Там по случаю 15-летия ЦГХК проходило большое геологическое совещание, профессор выступал с докладом по результатам изотопных исследовании урановых руд из месторождений Северного Казахстана.

Задача решена

После неожиданной кончины профессора Комлева в 1979 году спецкафедра была расформирована (была объединена с кафедрой полезных ископаемых под названием кафедра геологии месторождений полезных ископаемых. — Прим. ред.). Что объяснимо разными причинами. Главное, что к 1980 году кадровая проблема в урановой геологии была решена. В стране создана сырьевая база для атомной промышленности, на долю СССР тогда приходилось 40 % мировой добычи урана.

В советский период Казахстан стал одним из значимых уранодобывающих регионов и остается таковым и в настоящее время: в 2023 году республика заняла первое место в мире по добыче урана, подавляющая доля металла (если не весь) извлечена из месторождений, открытых в советские годы. В Казахстане работали многие выпускники спецкафедры.

При написании статьи использована информация из книги Н. Бодрихина «Ефим Славский» (серия «ЖЗЛ», 2023 год, с. 162).

Факт

Кафедра геологии радиоактивных элементов (полное название – кафедра геологии и поисков месторождений радиоактивных элементов. – Прим. ред.) была образована на геологическом факультете ЛГУ в 1949 году (из соображений секретности до 1955 года она называлась «геохимия-2») в связи с осуществлением широкой программы развития ядерной энергетики. Для чтения лекций были привлечены сотрудники других кафедр ЛГУ, а также сотрудники ВСЕГЕИ, ВИРГа и Радиевого института. Они образовали уникальный педагогический коллектив и подготовили высококвалифицированных специалистов в области геологии месторождений радиоактивных элементов.

Первым заведующим кафедрой «геохимия-2» стал Николай Георгиевич Судовиков. После смерти Н. Г. Судовикова в 1966 году Леонид Васильевич Комлев стал заведующим кафедрой геологии радиоактивных элементов. В конце 1990-х годов часть сотрудников, занимавшихся этой проблематикой, перешла на вновь образованную кафедру изотопной геологии.

Источник

Галина Михайловна Широкова

Предоставлено Г. М. Широковой

Окончила геологический факультет (кафедра геологии и поисков месторождений радиоактивных элементов) ЛГУ в 1968 году. С 1968 по 1991 год работала на урановых месторождениях в Казахстане. Основные научные достижения связаны с минералого-технологическим картированием и оценкой качества урановых руд с целью разработки и усовершенствования технологий их промышленной переработки.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении