Самые дерзкие ограбления музеев в истории
Как преступники обводили вокруг пальца охрану лучших музеев мира, и почему часть украденных шедевров так и не нашлась.

19 октября 2025 года было совершено ограбление музея Лувр в Париже. Четверо преступников потратили всего семь минут, но зато успели проникнуть в Галерею Аполлона и вынести девять предметов из коллекции украшений Наполеона и императрицы Жозефины, в том числе ожерелье, брошь и диадему. Также чуть позже у музея нашли сломанную корону императрицы Евгении. Это происшествие навсегда войдет в список самых главных ограблений века, а то и всей истории.
Но это далеко не первое крупное ограбление музея, потрясшее весь мир. В этом материале мы вспоминаем самые дерзкие и загадочные музейные ограбления в истории, от «Моны Лизы» до кражи с вертолетом. Некоторые украденные шедевры до сих пор числятся пропавшими, другие — сожжены, а кое-кто из грабителей стал народным героем.
1Бостон, 1990: кража века в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер

18 марта 1990 года рано утром двое мужчин, переодетых полицейскими, позвонили в дверь музея и сообщили охране, что приехали по вызову. Охранники открыли им и тут же были связаны. За 81 минуту грабители вынесли 13 шедевров стоимостью более 500 миллионов долларов: полотна Рембрандта, Вермеера, Дега.

Самое странное в ограблении то, что некоторые картины они аккуратно вырезали из рам, а другие оставили, хотя стоили миллионы. До сих пор ни один предмет не найден, а на месте пустых рам висят таблички «Похищено в 1990 году». Это считается крупнейшей нераскрытой кражей искусства в истории.
2Париж, 1911: когда украли Мону Лизу


21 августа 1911 года Лувр проснулся без своей главной картины. Утром сотрудники заметили пустое место на стене, где еще вчера была «Мона Лиза». Поначалу подумали, что картину просто сняли для фотосессии, но вскоре стало ясно, что ее украли. Как позже выяснилось, вором оказался итальянский плотник Винченцо Перуджа, который раньше работал в музее и знал здание изнутри. Накануне он спрятался в кладовке, а утром, когда музей был закрыт, спокойно снял картину со стены, вынул из рамы и спрятал под плащом и просто вышел с ней через черный ход.

Целых два года весь мир гадал, где шедевр. Под подозрением даже оказался Пабло Пикассо. Но в 1913 году Перуджа выдал себя: он попытался продать «Мону Лизу» галерее во Флоренции, утверждая, что хочет вернуть «итальянское сокровище на родину». Его арестовали, а в Италии сочли почти героем-патриотом. Суд дал ему всего семь месяцев тюрьмы, а «Джоконда» вернулась в Лувр.