Что слышат ученые в реве толпы на стадионе

Русский репортерСпорт

Околофутбола

Что слышат ученые в реве толпы на стадионе

Мария Пази, Саша Васильева

Вот-вот начнется чемпионат мира по футболу. В Россию приедет около полутора миллионов болельщиков. И если правила игры на футбольном поле известны и понятны, то что происходит за его пределами? Мы пришли к исследователям «околофутбола» с вопросами о том, почему нам нравится болеть, что заставляет миллионы людей лететь в другую страну на матч и почему фанатские группировки так агрессивны

Владимир Нишуков, философ: «Стадион — это коллективное СМИ»

— Как становятся болельщиками? Есть виды спорта с высокой «степенью участия», болеть за которые приходят играющие в них люди. Например, в России на бейсбольных матчах 99% присутствующих — те, кто играет или играл раньше, плюс их жены, девушки, дети, близкие друзья. Но футбол — это вид спорта, у которого «степень участия» самая низкая в мире. И тут мы подбираемся к другим причинам «боления».

Человеку модерна, живущему в мире, где «Бог умер», очень не хватает коллективных эмоций, которые раньше достигались в религиозных практиках. Почувствовать радость от слияния с толпой люди могут только на трибунах. В любом другом пространстве такой коллективный экстаз расценят как что-то «фашистское»: если люди идут в ногу и распевают песни, то их, скорее всего, обвинят в экстремизме. А стадион остается способом коллективной мобилизации без идеологии.

Важен и эстетический момент. В книге «Похвала красоте спорта» американского философа Ханса Ульриха Гумбрехта исследуется, что именно нас привлекает в спорте — это и красота тела, и крайнее напряжение, и действие на грани, и сращение человека с машиной, во время гонок, например.

Кроме того, стадион — это коллективное СМИ, которое может даже быть единственным, если остальные медиа заставили молчать. Классический пример — стадион клуба Барселона «Камп Ноу», который был важным центром для каталонской националистической мобилизации. Когда Франсиско Франко брутально подавил Каталонию и был запрещен каталонский язык, стадион остался чуть ли не единственным местом, где люди могли общаться на этом языке, выкрывать лозунги.

Есть мнение, что футбольные фанаты потому такие агрессивные, что в высших футбольных лигах команда играет за деньги, а не за дух клуба. Поэтому фанатское движение начинает ощущать себя носителем «клубной идеи» и отстаивает эту идентичность за пределами футбольного поля. Гипотезу эту, правда, легко опровергнуть, потому что очень много низших лиг, где футболисты играют как раз за идею, а не большую зарплату, но фанаты там все равно агрессивные.

Мне лично близка версия, озвученная философом Игорем Чубаровым на круглом столе о фанатском насилии в МГУ. Когда мы говорим о фанатской агрессии, нельзя забывать, что, кроме фанатских группировок соперников, есть третье «действующее лицо» — полиция. С одной стороны, полиция является арбитром, с другой — антагонистом. И вся эта конструкция — две фанатские группировки и полиция между ними — это проекция происходящего на поле: там тоже две противостоящих стороны и судья, который между ними стоит. Таким образом, фанатская агрессия — просто проекция того, что происходит на футбольном поле.

Граффити фанатов клуба «Олимпиакос» — одно из проявлений фанатской субкультуры

Дмитрий Догановский, историк футбола: «Футбол — балет для крестьян?»

В футбол или в его подобия играли очень давно. А каждая игра сразу же обрастает болельщиками. Если учесть, что футбол возник при английских университетах, то можно не сомневаться, что болельщиков среди университетской молодежи было немало. Так что первые болельщики появились сразу же с появлением футбола, и, более того, даже раньше официальной даты рождения футбола — 1863 года.

В России футбол официально появился 24 сентября 1897 года, когда на плацу первого Кадетского корпуса была проведена встреча между командами Василеостровского общества футболистов и Кружка любителей спорта. Понятное дело, дата эта вполне условна. Поначалу на матчах присутствовало лишь несколько десятков знакомых футболистов и зевак. Но уже к началу ХХ века число зрителей начало расти: на финальной встрече первого чемпионата России между сборными Петербурга и Москвы их было уже около 5 тысяч. Нельзя, впрочем, сказать, что тогда же появились и первые организованные группы фанатов. Позже, в советское время, таких групп тоже не было — стихийные и неподконтрольные организации не приветствовались. Фанатское движение в СССР началось только в 1977 году — со «Спартака», который в тот год оказался в первой лиге, и именно тогда у него появились первые организованные группы поддержки.

В 2004 году в Санкт-Петербурге провели опрос, в результате которого выяснилось, что 85% жителей города в той или иной степени считают себя болельщиками «Зенита» — примерно 4,5 миллиона. И это в одном городе! Болельщики — обычные жители страны, их десятки миллионов только в России. Многие из них могут среди ночи перечислить состав своей любимой команды и результаты сыгранных ею матчей. При этом ни разу в жизни не выбравшись на стадион. Как их сосчитать?

Фанаты тоже не считаны, для них и четкого определения нет. Фанат — это тот, кто готов дать в морду тому, кто не считает его команду лучшей? Нет — полно тех, кто не станет махать кулаками по каждому поводу. Фанат — тот, что скандирует кричалки, поет фанатские песни и носит клубную атрибутику? Так сейчас этим занимается едва ли не весь стадион — модно...

Точно сказать, кода появилась «хулиганская ментальность» околофутбола, не получится. Вообще-то она существовала всегда: за многие века до рождения и футбола, и даже семейки Хулиганс. Футбол — просто еще одна возможность разрядиться. Тем более что поводов предостаточно:

— Моя команда лучше!

— Нет, моя!

И в морду... Потом один приводит своих приятелей, второй приводит своих — и вот уже массовая потасовка. А вскоре вокруг каждой команды организуются группировки, готовые при помощи кулаков постоянно доказывать преимущество команды над остальными.

Так ради чего приходят на стадион? А для чего люди ходят в театр и кино? Ответы схожи. «Футбол — балет для крестьян», — сказал кто-то давным-давно. Здесь как в театре — зрелище, познание, работа актеров, сопереживание... На стадион идут для получения положительных эмоций и выплеска отрицательных, для приятного времяпровождения, для поддержания собственного чувства патриотизма: болеть за свою команду, за свой город, страну. Кто-то приходит на увлекательное зрелище, а кто-то — просто поорать.

После футбольного матча. Гравюра 1846 года. Город Кингстон-на-Темзе, Англия

Виктория Дихорь, спортивный психолог: «Фанат — не столько агрессивный, сколько ведомый»

Людей всегда привлекают сила, динамика игры и эмоции, которые обуславливают выброс адреналина в кровь. Командные, контактные виды спорта — футбол, хоккей или баскетбол — более динамичны: господствующая на поле скорость и сила вызывают ажиотаж. Кроме того, тяжелое, напряженное соревнование всегда побуждает к эмоциям. Поэтому лучше запоминаются и больше ценятся игры, когда команде ради победы пришлось «попотеть». Вспомните финал Олимпиады, когда наша сборная по хоккею обыграла немцев — сразу мурашки по коже!

Главных причин активного «боления» можно выделить три. Во-первых, всплеск эмоций. Яркий матч можно сравнить с сеансом психологической разрядки. Каждому необходимо снимать стресс, открыто выражая свои эмоции, — хотя бы два-три раза в месяц.

Во-вторых, это возможность вести себя иначе: на стадионе нормально и даже естественно кричать, бурно радоваться победам и сокрушаться поражениям. Офисный работник или спокойная домохозяйка могут проявить себя не сдерживаясь. Отсюда, правда, вытекает и «хулиганская» составляющая: в толпе человек вообще может потерять индивидуальность и цивилизованность. Толпа всегда снижает ответственность: люди совершают неадекватные поступки, бьют витрины, толкаются и ведут себя агрессивно, потому что «это не я виноват — это толпа, всех не накажут». До 40% людей после массовых дебошей не помнят, что они делали, а главное — почему. Зато когда человек покидает «могучую толпу», он обычно чувствует усталость и упадок сил. Так что фанат не столько агрессивный и опасный, сколько ведомый, легко поддающийся на провокации.

Ну а третья причина — атмосфера. Между просмотром матча дома у телевизора и на стадионе огромная разница: за единством тысяч незнакомых людей и необыкновенной энергетикой люди приходят на матчи снова и снова.

Российская фанатская субкультура сейчас стремительно развивается из-за приближающегося чемпионата мира. В ближайшие годы можно ожидать всплеска околофутбольной активности. Но фанатское движение в мире зародилось и стало организованным значительно раньше: в Англии уже к концу 1960-х на выездные матчи приезжали тысячи болельщиков. Поэтому в наши дни болельщик ведущих футбольных держав уже «взрослый», а российский — еще «подросток». Подросток же, как известно, — индивид эмоционально нестабильный, переменчивый и рьяный. Остается ждать, когда наш фанатизм войдет в фазу зрелости.

Те, кто хочет поболеть с шумом и выплеснуть энергию, собираются на специальных фанатских трибунах, расположенных за воротами

Дмитрий Громов, исследователь молодежных субкультур: «Фанатские субкультуры уходят в прошлое»

— Субкультуры представляют собой форму самоорганизации молодежи. Хотя, понятно, что фанатская субкультура — уже давно не молодежное, а досуговое сообщество. Большая часть людей, которых мы видим на стадионах, — среднего возраста, хотя и молодежь кучкуется на фанатских трибунах. Основная часть болельщиков сидит в серединке, там, где им видны обе команды. А за воротами — так называемые фанатские трибуны, там собираются те, кто хочет поболеть шумно, выплеснуть энергию. Фанаты — это активные болельщики, объединенные в сообщество по интересам.

Большая часть болельщиков настроена мирно. Мнение о том, что фанаты очень агрессивны, — стереотип, который сложился во многом благодаря освещению в СМИ стычек фанатов. Безусловно, раньше таких стычек происходило больше. Футбольный фанатизм, о котором привыкли говорить исследователи субкультур, уже не актуален.

Фанатское движение в России очень сильно изменилось буквально за последнее десятилетие. Например, очень снизился уровень драчливости. Движение стало более системным, спокойным. Это связано с общим успокоением. И фанатская аудитория позврослела — а чем младше возраст, тем, как известно, больше дури в голове. Обычно субкультуры более агрессивны, когда в них много молодежи, а молодежных сообществ в принципе стало меньше.

Изменяется структура досуга, уклад жизни. Раньше субкультура предполагала постоянную активность; сейчас мы живем в информационном раю, где благодаря интернету можно общаться только с теми людьми, которые тебе интересны. Поэтому появляется все больше виртуальных сообществ, в то время как молодежные субкультуры уходят в прошлое.

Юлия Аматуни, антрополог: «Почему Хоттабыч скучал на футболе?»

Увлекаться футболом — распространенная культурная практика. Любовь к определенному клубу может быть глубоко вплетена в идентичность человека, быть частью семейной традиции. А для кого-то посещение стадиона, особенно современного, с множеством других развлечений, — просто еще один способ провести выходной и купить сувениры.

Но даже болельщик, который иногда смотрит футбол по телевизору, а на стадионе и вовсе не бывал, не следит за ходом матча просто так, вне определенного культурного контекста — иначе игра для него не имела бы смысла. Как для старика Хоттабыча: когда он пришел на футбол, то первое время скучал и никак не мог понять, какое удовольствие может быть в том, что двадцать два приятных молодых человека бегают за одним мячом! Однако после того, как ему объяснили, в чем смысл происходящего, он незаметно для себя стал страстным болельщиком. Просмотр спортивного мероприятия существует внутри некой социальной конвенции — люди много о чем договорились, прежде чем им стало интересно смотреть футбол.

Эта социальная конвенция подразумевает широкий репертуар культурных практик: просмотр матча дома по телевизору, в баре с другими болельщиками, на стадионе и тем более на фанатских трибунах дает совершенно разный социальный и эмоциональный опыт. В фанатском секторе, например, можно вовсе не успеть насладиться игрой, слишком много внимания забирает на себя реализация перформанса: в нужный момент поднять баннер, прокричать, запеть, захлопать, потанцевать... Это тоже важная составляющая современного футбола — продолжение наблюдаемого на поле противостояния. Но перформанс служит и средством выражения своей локальной или национальной идентичности, способом коммуникации, демонстрации солидарности.

В современном европейском мире фанатов важным способом защиты чести клуба стали остроумные эстетичные перформансы. Например, в 2015 году на игре между командами «Сибирь» и «Томь» фанаты из Новосибирска вывесили на стадионе портрет Чехова, ссылаясь таким образом на мнение писателя о Томске: «Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый, красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское... Томск гроша медного не стоит».

Центральное место в культуре футбольных фанатов занимают любовь и преданность клубу, а способы выражения могут быть разными. Например, для советских фанатов наличие клубных цветов в одежде было важнейшим элементом, решающим две задачи: отделить себя от «обычных» болельщиков и продемонстрировать общность с другими фанатскими группами. Атрибутику делали сами из подручных материалов; фанатам «Спартака» (цвета клуба красно-белые), например, было проще — любой советский флаг можно было легко переделать в фанатский, нашив белую ленту. Почти рыцарское отношение к атрибутике и цветам как символам клуба, честь которого нужно отстаивать любой ценой, распространено в околофутбольной среде и сегодня: роза (шарф) или баннер футбольного клуба-противника могут служить боевым трофеем.

Но в фанатской среде присутствует и другое отношение к клубной атрибутике. Во второй половине 1990-х в России стал набирать популярность стиль британских casuals, не предусматривавший ношение яркой атрибутики. В Англии это во многом было вызвано репрессиями полиции против футбольных хулиганов. Фанаты решили замаскироваться: стали носить одежду определенных брендов без отсылок к футболу. Впрочем, была некоторая ирония в том, что на постсоветском пространстве такая маскировка не действовала: одежду от брендов Fred Perry, Ben Sherman, Lonsdale кроме фанатов никто не носил.

Насилие тоже является важной частью околофутбольной культуры. Идея, согласно которой есть два вида болельщиков («нормальные», которые избегают насилия и не участвуют в беспорядках, и «хулиганы», которые их создают), не оправдывает себя на практике. Кроме того, необходимо учитывать, что в футбольном контексте могут возникать очень разные формы насилия. Регулярные, в значительной степени ритуализированные конфронтации отдельных немногочисленных фанатских группировок существуют в иной логике, нежели массовые беспорядки, случающиеся, например, во время футбольных мегасобытий. В первом случае это насилие происходит внутри некоторого комплекса фанатских договоренностей, которые регулируют происходящее. Участники так или иначе знают своих оппонентов в лицо, знают, что допустимо, а что нет. В массовые же беспорядки, какие были, например, во Франции на Евро-2016, оказываются вовлеченными самые разные категории людей, и триггерами их агрессии могут быть не атаки фанатских группировок, а, скажем, действия полиции, стреляющей в толпу слезоточивым газом, или общая атмосфера хаоса, в котором привычные социальные нормы теряют власть. Увлечение футболом само по себе не порождает насилия — просто практики насилия того или иного общества в разные эпохи имеют свои формы и контексты выражения.

Например, властям Римской и Византийской империи приходилось иметь дело с вполне современным комплексом проблем, связанных со спортивными мероприятиями: безопасностью зрителей на аренах, регулированием массовых беспорядков и вспышек насилия между группами, поддерживающими разных гладиаторов или соперничающие колесницы. Одна из моих любимых фресок, которая была найдена в частном доме в Помпеях, рассказывает о беспорядках, происходивших в городе в 59 году н. э. На фреске изображен амфитеатр, на арене которого идет поединок между гладиаторами, представлявшими Помпеи и соседний город Нуцерию. А вокруг амфитеатра, на улицах города, мы видим бои между болельщиками обоих сторон. Что-то это напоминает, правда?

Фотографии: pxhere.com/CC0 (2); 100 years of Football — The FIFA Centennial Book/CC0; pexels.com/@tookapic/CC0

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Явление кракена Явление кракена

Не все персонажи средневековых бестиариев относятся лишь к сфере мифологии

Вокруг света
Кейт Бланшетт: «Я воспитываю сыновей так, чтобы они не смогли навредить женщинам» Кейт Бланшетт: «Я воспитываю сыновей так, чтобы они не смогли навредить женщинам»

Кейт Бланшетт считает, что самое глупое в жизни – считать

Psychologies
Nissan Patrol: добряк и обжора Nissan Patrol: добряк и обжора

Patrol собрал вокруг себя армию фанатов, которым нравилась его неубиваемость

АвтоМир
10 самых впечатляющих подводных находок 10 самых впечатляющих подводных находок

Что из созданного когда-то человеком может скрывать под собой толща воды

Популярная механика
Мост Мост

Почему Крым теперь снова — не остров

Русский репортер
Почему осуждать других вредно? Почему осуждать других вредно?

Осуждая других людей, мы наносим вред не только им, но и себе

Psychologies
Арсений Попов, «Импровизация» на ТНТ: «У нас в стране столько людей занимаются не тем, чем хотят» Арсений Попов, «Импровизация» на ТНТ: «У нас в стране столько людей занимаются не тем, чем хотят»

Интервью с одним из актеров шоу «Импровизация» Арсением Поповым

Maxim
«Футбол — это свобода, это целая вселенная» «Футбол — это свобода, это целая вселенная»

Группа Maroon 5 записала гимн рекламной кампании Hyundai

Esquire
Национальный характер: как на самом деле одеваются женщины из разных стран Национальный характер: как на самом деле одеваются женщины из разных стран

Особенности стиля француженок, американок, азиаток и русских женщин

Cosmopolitan
Мир-кольцо Мир-кольцо

Земли в форме бублика: добро пожаловать на обруч и пончик

Популярная механика
Горечь после выборов. Россияне больше не верят в возобновление роста экономики Горечь после выборов. Россияне больше не верят в возобновление роста экономики

Новые реформы и рост цен на бензин лишили граждан оптимизма

Forbes
Место феста Место феста

20 главных музыкальных событий независимой сцены этого лета

Русский репортер
Милые бранятся – только тешатся Милые бранятся – только тешатся

Друзья Прилучных рассказали о том, как они пережили разрыв

StarHit
Там, за горизонтом Там, за горизонтом

Кризис среднего возраста — спорная история

Добрые советы
Детский праздник Детский праздник

У твоего малыша ожидается важная дата? Устрой незабываемое торжество на даче

Лиза
Аллергия на солнце Аллергия на солнце

Солнце – прекрасный врач, но, увы, и на нем бывают пятна

Лиза
Что носили мужчины на прошлой неделе Что носили мужчины на прошлой неделе

От строгого смокинга Джорджа Клуни до сияющего костюма Роберто Росселлини

GQ
От Шакиры до Костенко: самые сексуальные жены футболистов От Шакиры до Костенко: самые сексуальные жены футболистов

Мы решили вспомнить самых сексуальных жен знаменитых футболистов

Cosmopolitan
Животная месть: 10 зверей, которые отомстили людям Животная месть: 10 зверей, которые отомстили людям

10 любопытных случаев, когда животные мстили людям

Cosmopolitan
Все, что нужно знать о Юн Ан Все, что нужно знать о Юн Ан

Юн Ан — о стиле, творчестве и о том, чего ожидать от ее ювелирной коллекции

Vogue
10 шокирующих причин для отзыва продукции 10 шокирующих причин для отзыва продукции

Отзыв крупной партии продукции – страшный сон для компании любого размера

Популярная механика
9 советских скутеров с европейскими корнями 9 советских скутеров с европейскими корнями

Обзор скутеров из СССР

Популярная механика
Такого мы не видели никогда: первый день чемпионата мира в 20 фотографиях Такого мы не видели никогда: первый день чемпионата мира в 20 фотографиях

Какой была церемония открытия главного спортивного события года

Esquire
Расправил крылья: Сергей Галицкий купил себе новый Gulfstream за $70 млн Расправил крылья: Сергей Галицкий купил себе новый Gulfstream за $70 млн

Сергей Галицкий приобрел себе новый бизнес-джет

Forbes
Результат за меньшие деньги: как выглядеть Результат за меньшие деньги: как выглядеть

Секреты эффективного гардероба, оправдывающего вложенные средства

Cosmopolitan
Артемий Панарин: «Однажды я провел всю ночь один в лесу. Жесть как страшно!» Артемий Панарин: «Однажды я провел всю ночь один в лесу. Жесть как страшно!»

Интервью с хоккеистом сборной России и «Коламбуса» Артемием Панарином

Maxim
Новые крылья: семья Игоря Шувалова оказалась владельцем самолета за $70 млн Новые крылья: семья Игоря Шувалова оказалась владельцем самолета за $70 млн

На смену «самолету для корги» пришел Gulfstream G650

Forbes
Щедрое предложение. Топилин пообещал увеличить пенсии до 15 400 рублей в месяц Щедрое предложение. Топилин пообещал увеличить пенсии до 15 400 рублей в месяц

Прибавку к пенсиям будут получать только пенсионеры, которые не работают

Forbes
8 фильмов о летней Италии 8 фильмов о летней Италии

Чтобы посмотреть и тут же купить билеты

Vogue
Профессиональный пилот отвечает на глупые вопросы Профессиональный пилот отвечает на глупые вопросы

Алексей Титов (настоящий обыкновенный летчик) отвечает на наши глупые вопросы

Maxim
Открыть в приложении