В Москве прошел первый Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд»

Русский репортерСобытия

Ника Пархомовская: «Мы выводим “особых” людей на сцену и направляем на них театральные фонари»

Анна Рыжкова. Фотографии: Дарья Хрипач; Владимир Аверин

В Москве прошел первый Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд». Это 12 спектаклей и 10 мастер-классов, в которых участвуют непрофессиональные актеры с разным социальным опытом, люди с ментальными особенностями, слепоглухие, дети-сироты… и зрители. Критик, куратор и креативный продюсер фестиваля Ника Пархомовская рассказала «РР», как театр помогает сделать «невидимых людей» видимыми и почему это работа не только по социализации не актеров на сцене, но и самого себя.

Почему у фестиваля такая приставка — «форум»?

Мы заложили в эту приставку несколько смыслов. Во-первых, известный режиссер Аугусту Боал назвал форум-театром изобретенный им метод работы, когда зритель может вмешаться в сюжет и в буквальном смысле сочинить другой финал. Он создал «театр угнетенных» — тех, кто не может изменить какие-то вещи в общественном устройстве или собственной жизни, но может повлиять на ход разыгрываемой истории. Во-вторых, форум еще со времен Древнего Рима — это такая структура, в которой можно разговаривать и добиваться консенсуса среди людей, изначально не настроенных на диалог. Даже архитектурно форум похож на амфитеатр, где формально есть иерархия, но на самом деле услышать можно каждого. Если обобщать, то наш слоган — «сделать невидимых людей видимыми». Мы пробуем так направить театральные ф онари, чтобы были очевидны не только социальные маркеры и особенности, но прежде всего творческий потенциал и самость каждого участника действия.

На каких людей направлены эти «фонари»?

В нашей программе есть спектакль, в котором участвуют дети-сироты. Есть спектакли с участием слепоглухих и слабовидящих, пожилых и бездомных. Есть спектакли тактильные, которые ориентированы на обычного зрителя, на время погружающегося в темноту и как бы лишающегося зрения. Французская актриса и антрополог Элен Мале помогала ребятам с расстройством аутистического спектра, вспоминать истории своего детства и вместе рассказывать их со сцены — это проект «Фабрика историй». Очень важный спектакль — « Магазин», про мигрантов и рабство; в нем участвуют всего две актрисы. Спектакль вызвал дискуссию, потому что даже «продвинутые пользователи» привыкли ассоциировать социальный театр с инклюзивным, и когда они увидели на сцене двух профессиональных актрис, без всяких особенностей здоровья, это породило много вопросов. Но мы всей фестивальной программой показываем, что социальный театр гораздо шире инклюзивного, и выводим на сцену представителей самых разных социальных групп.

Получается, что социальный театр — это не столько темы, которые затрагиваются в сценариях, сколько люди, которые выходят на сцену?

Сюжеты тоже, безусловно, важны. Но на фестивале мы особое внимание уделяем взаимодействию: если мы смотрим спектакль с участием заключенных и понимаем, что теперь мы меньше их боимся то, на мой взгляд, достигается нужный социальный эффект. Через привлечение людей с инвалидностью к творчеству мы хотим не просто заострить внимание на том, что они существуют, а провести работу по социализации — не только артистов, но и самих себя. Отчасти мы действительно себя проверяем: насколько нас удивляет слепоглухой актер в главной роли или драматург с ментальными особенностями?

А имеет значение, кто в зрительном зале?

Для меня важно, чтобы инклюзия была не только на сцене, но и в зале, поэтому лично меня очень радует, когда среди зрителей есть люди с ограниченной мобильностью, люди с ментальными особенностями, незрячие, слепоглухие. Потому что когда только зрячие и слышащие цисгендерные белые мужчины смотрят на людей с инвалидностью, которые в это время играют на сцене, для меня это не совсем честная игра, очень часто превращающаяся в акт благотворительности. Нужно наконец понять, что, делая социальный театр, мы в первую очередь оказываем помощь не кому-то, а самим себе и тем самым меняем свое отношение к базовым, но непростым для восприятия вещам. Учимся осознавать собственные страхи, боремся с предубеждениями.

Вы сталкиваетесь с тем, что зритель, воспринимая театр с непрофессиональными актерами как благотворительность, не идет на постановку из-за своих предубеждений?

Да, конечно. Но это связано прежде всего с тем, что у людей есть страх прямого контакта, им страшно менять привычную оптику, настраивать ее по-другому. Когда человек в коляске выходит на сцену и ему аплодируют больше остальных, это и есть проявление нетолерантности. Если мы воспринимаем театр как искусство и хлопаем вне зависимости от того, есть у актера так называемые особенности здоровья или нет, тогда у нас все в порядке с предубеждениями — то есть их нет и мы находимся на новом уровне развития.

Сделать фестиваль бесплатным было вашим принципиальным решением? С чем это связано?

Мы сделали его бесплатным не потому, что боялись не продать билеты. Это форум-фестиваль с интенсивной образовательной программой — у нас были занятия по инклюзивному танцу со швейцарскими специалистами Юргом Кохом и Корнелией Юнго, которая сама передвигается на коляске; мастер-класс по плейбэк-театру с Марией Машиной и Инной Розовой; занятие по кинотанцу с Диной Верютиной и по анимации с Владимиром Авериным; артдиректор Центра имени Мейерхольда Елена Ковальская с помощью конструктора «лего» учила создавать коллаборации и вступать в творческие союзы, а директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум рассказывала об организации театрального дела в России. Нам хотелось, чтобы участники фестиваля, которых было в общей сложности более 250, не только ходили на тренинги и общались друг с другом в свободной обстановке, но и посмотрели как можно больше спектаклей. А если кто-то смотрит постановки бесплатно, странно и несправедливо пускать остальных за деньги. При этом, вопреки прогнозам и статистике, до нас дошли почти все 100% зрителей — это удивительно по меркам Москвы, когда по регистрации обычно приходит не больше половины.

Социальный театр ставит перед собой задачу решить какие-то конкретные социальные проблемы?

Я вчера смотрела спектакль « Магазин» и думала про фильм «Айка» Сергея Дворцевого. Это очень похожие истории. Но ведь фильм не заставляет нас пойти и приютить мигрантку из Средней Азии или усыновить ребенка, а заставляет задуматься о том, что рядом с нами живут люди, которые ведут совершенно иной образ жизни, чем мы, а мы настолько погружены в собственные дела, что ничего не замечаем. Я думаю, социальный театр не должен никого лечить, тем более вылечивать — он нужен не для социальных изменений снаружи, а для социальных изменений внутри нас.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Чёрная легенда» — месть протестантов «Чёрная легенда» — месть протестантов

В антикатолической пропаганде все испанцы представали обезумевшими изуверами

Дилетант
Начни покупки с нуля: 5 правил шопинга на совесть Начни покупки с нуля: 5 правил шопинга на совесть

Как не переплачивать, в чем себе не отказывая

Cosmopolitan
Загадки невесты Ильича Загадки невесты Ильича

В своей бурной жизни Надежда Петровская успела побывать даже невестой Ленина

Дилетант
Полезный и приятный: массаж головы для роста волос в домашних условиях Полезный и приятный: массаж головы для роста волос в домашних условиях

Массаж головы — лучшая процедура в домашних условиях для роста волос

Cosmopolitan
«Сколково», МФТИ и разрывы в цикле инноваций «Сколково», МФТИ и разрывы в цикле инноваций

На российских инновационных рынках создаются крупные инновационные компании

Эксперт
Ирина Ефимова: «Я хочу работать в кругу больших профессионалов» Ирина Ефимова: «Я хочу работать в кругу больших профессионалов»

Рост среди российских предпринимателей и бизнес-вумен набирает обороты

Cosmopolitan
Прощание с «грязными деньгами»: кого лишат кипрского гражданства Прощание с «грязными деньгами»: кого лишат кипрского гражданства

Кипр начал процедуру лишения гражданства иностранцев

Forbes
История Богдана Сташинского — советского шпиона и убийцы Бандеры, который влюбился в немку и перебежал в Западный Берлин История Богдана Сташинского — советского шпиона и убийцы Бандеры, который влюбился в немку и перебежал в Западный Берлин

Где шпионы, там и любовь. Так обычно бывает в фильмах. Но это реальная история

Правила жизни
Человек «Горячей точки» Человек «Горячей точки»

Генриху Боровику — 90

Огонёк
#прохобби: соосновательница Readymag Диана Касай — о поисках себя #прохобби: соосновательница Readymag Диана Касай — о поисках себя

Как совмещать свои интересы с постом CEO международной компании

РБК
В шаге от «Матрицы». Когда чип в голову станет обычной покупкой? В шаге от «Матрицы». Когда чип в голову станет обычной покупкой?

Михаил Лебедев — о ближайшем будущем взамодействия мозга и кибернетики

Forbes
Бездушный рекрутер: как «продать» себя на собеседовании с роботом Бездушный рекрутер: как «продать» себя на собеседовании с роботом

Что нужно знать кандидатам, готовясь к собеседованию с роботом?

Forbes
Алкоголь поможет спорту: зачем пиво возвращают на российские стадионы Алкоголь поможет спорту: зачем пиво возвращают на российские стадионы

Почти 15 лет в России запрещено продавать пиво на футболе

Forbes
Наш друг серотонин Наш друг серотонин

Как научиться контролировать уровень серотонина

Худеем правильно
Овощи по правилам Овощи по правилам

Как лучше приготовить самые полезные для фигуры продукты

Худеем правильно
Компания, которая увела россиян с барахолок: как сеть Familia пережила кризисы и стала стоить под $1 млрд Компания, которая увела россиян с барахолок: как сеть Familia пережила кризисы и стала стоить под $1 млрд

Familia — крупнейшая в России компания в сегменте off-price

Forbes
Вселенная известная и неизвестная Вселенная известная и неизвестная

Некоторые вопросы об устройстве Вселенной уже имеют ответы

Наука и жизнь
Ради чего стоило ехать на выставку EICMA 2019 Ради чего стоило ехать на выставку EICMA 2019

11 главных новинок в индустрии мотоциклов

GQ
Женское царство Женское царство

Почему люди ходят в баню, как проводят там время, что это — тусовка или ритуал

Seasons of life
С эффектом похудения С эффектом похудения

Эфирные масла могут успокоить, победить тягу к сахару и уменьшить целлюлит

Худеем правильно
Эротик-арт Сандры Ковальски Эротик-арт Сандры Ковальски

Sandra Kowalski покупают миллионеры и тусовщики, арт-география – весь мир

Playboy
Как сохранить хорошие отношения с бывшими? Как сохранить хорошие отношения с бывшими?

Не пытайтесь стать друзьями сразу после расставания

GQ
Ловушка богатства. Сколько денег нужно для преодоления страданий Ловушка богатства. Сколько денег нужно для преодоления страданий

Отрывок из книги Пола Дана «Счастливы когда-нибудь»

Forbes
Наталья Бочкарева: «Ради детей возьмусь за любую работу» Наталья Бочкарева: «Ради детей возьмусь за любую работу»

Наталья Бочкарева призналась, почему не снимается в постельных сценах

StarHit
Пенсиям написали план Пенсиям написали план

Гарантированный пенсионный план столкнется с недоверием к пенсионной системе

Эксперт
7 опасных болезней, которые притворяются простудой 7 опасных болезней, которые притворяются простудой

В некоторых случаях простуда может перейти в более серьезные стадии

Популярная механика
Гостевой брак и дружеский секс: что такое свободные отношения и кому они нужны Гостевой брак и дружеский секс: что такое свободные отношения и кому они нужны

Типы свободных отношений и кому они могут подойти

Cosmopolitan
20 лучших экранизаций Стивена Кинга 20 лучших экранизаций Стивена Кинга

Кинокритик Егор Москвитин выбрал 20 лучших экранизаций Кинга

Esquire
«Темные начала» — амбициозный сериал по фэнтези-трилогии Филипа Пулмана, претендующий на лавры «Игры престолов». Рассказываем, каким он получился «Темные начала» — амбициозный сериал по фэнтези-трилогии Филипа Пулмана, претендующий на лавры «Игры престолов». Рассказываем, каким он получился

Получится ли из подросткового сериала «Темные начала» новая «Игра престолов»

Esquire
Умножение делением: что может дать обычным людям шеринг в сфере b2b Умножение делением: что может дать обычным людям шеринг в сфере b2b

Шеринг персонала собирается изменить весь рынок труда

РБК
Открыть в приложении