Почему у нас даже хорошие люди часто мучают других

Русский репортерОбщество

«Куда от чиновников деться, мы идем к ним. И они к нам»

Почему у нас даже хорошие люди часто мучают других

Светлана Ганнушкина, лидер знаменитого «Гражданского содействия», самой мощной организации помощи беженцам, очень часто расценивается экспертами «РР» как безусловный моральный авторитет в общественной сфере

Что изменилось за последнее время в условиях вашей работы?

Все еще не урегулирован вопрос с управлением миграции, которое передали в 2015 году в МВД; про миграционную службу сразу было сказано, что она сокращается на 30%. И это чудовищно: они не справлялись не только с тем, что должны были бы делать, но даже и с тем, что хотели бы. Стало еще более очевидно, что институт убежища надо выводить из МВД, потому что это гуманитарный институт, который помещен в ментально репрессивное ведомство — как мы раньше шутили, «слияние общества защиты животных с мясокомбинатом».

А как же в других странах?

В других странах другое МВД. Наши все еще воспринимают свою работу как карательную, то есть думают, что надо «работать с нарушениями», а не людям помогать.

А что лучше работает в диалоге с государственными людьми — разговор о Конвенции о беженцах, правах человека или просто обращение в духе «надо, мол, человеку помочь»?

Конечно, только это и работает — человек. Конституцию и министры иногда не знают. Есть чиновники, которые склонны к милосердию, но чаще даже хорошие люди вписаны в систему. Высокая руководительница управления по делам миграции мне говорила: «Мне искренне жаль эту девочку, мне жаль, что ее до полусмерти напугали в миграционной службе, но что я могу сделать?» И это очень высокий чиновник, она точно могла бы помочь, но процедура и карьера важнее.

Вы признаны иностранным агентом?

Я — четырежды иностранный агент… Мы везде пишем, что Министерство юстиции включило «Гражданское содействие» в реестр иностранных агентов. Я даже предлагала другим шрифтом в буклете продолжить: «…к его стыду». Но коллеги отговорили: мол, не стоит шутить.

У вас довольно много людей сегодня.

Когда была Чеченская война, было, конечно, намного больше. Но и сейчас мы помогаем чем можем. У нас, например, женщина из Нигерии в больнице в чудовищных обстоятельствах, у нее инсульт, она почти не разговаривает, мы надеемся, что дадут ей хотя бы временное убежище. Собрали деньги на проживание и уход. И вот представьте себе, нам звонит врач со словами: «Когда вы заберете эту черную тушу?» Когда это говорит врач, страшнее, чем когда такое говорит полицейский.

Не могу про политику не спросить…

Какую политику? У нас ее нет.

Насколько разумно ассоциироваться с оппозицией для человека, который занимается социальными проблемами и должен взаимодействовать с органами власти?

Подождите, органы власти остаются органами власти. И Путин остается Путиным. Я шесть раз встречалась с ним, не один на один, но близко, сидела прямо напротив него. И не скрываю ни от него, ни от кого другого, что считаю его политику недопустимой.

Мы однажды помогали женщине, которую судили за то, что она приютила в своей квартире семью из Украины. Женщину приговорили к колоссальному штрафу. Семья у нее жила какое-то время, потом люди нашли работу и переехали в другую квартиру, но остались зарегистрированы у нее, потому что обычно хозяева съемных квартир не жаждут регистрировать у себя. Но мы отбили штраф по суду.

Об этом законе я лично Путину говорила — о том, как правила регистрации мешают его же любимой программе возвращения соотечественников. Он внимательно выслушал, одобрительно в сторону Володина сказал: «Она права, надо подумать». А потом через несколько дней подписал совершенно бредовый закон.

Но все равно буду с ним говорить, если понадобится. Куда от чиновников деться — мы идем к ним. И они к нам зачастую. Для тех из них, кто работает в поле, с реальностью, тоже невыносима их стандартная фраза: «Я ничем не могу вам помочь». Это же сойти с ума можно! Мне однажды звонила дама, которую я считаю страшным крокодилом, и она, вдруг посочувствовав одному человеку, тоже из Украины, попросила найти ему работу. Наш адвокат нашел ему работу.

Фотография: «Гражданское содействие»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении