Афганцы против Лунгиных

Как родилась и кому принадлежит современная Россия

Русский репортерОбщество

Афганцы против Лунгиных

Как родилась и кому принадлежит современная Россия

Текст: Дмитрий Беляков

10 мая вышел в прокат фильм Павла Лунгина «Братство» о хаосе вывода советского «ограниченного контингента» из Афганистана в феврале 1989 года. На фоне скандала Минкульт решил перенести премьеру с праздничного 9 мая, хотя ветераны-афганцы требовали и вовсе запретить прокат. Чтобы разобраться в нюансах страстей по «Братству», «РР» побывал на премьере фильма, встретился с режиссером картины Павлом Лунгиным, с автором сценария Александром Лунгиным и с одним из самых ярых критиков фильма, ветераном Афганистана, генерал-майором в отставке Александром Чубаровым

Из письма председателя общественной организации ветеранов «Боевое Братство», Героя Советского Союза Бориса Громова министру культуры Владимиру Мединскому: «…Я посмотрел фильм «Братство» некоего режиссера П. Лунгина, снятый при поддержке Министерства культуры и Фонда кино, на который было выделено около 150 миллионов государственных рублей… После просмотра картины ярости ветеранов не было предела, которых представили (сохранена стилистика автора письма - РР) сбродом дегенератов, воров, мошенников, убийц и подлецов по сравнению со светлыми и чистыми душой афганскими (так называемыми моджахедами) и реальными бандитами… У меня, как и у многих, возникло твердое убеждение — похоже, что Лунгин ведет пропаганду и поддерживает “светлый и честный образ террористов ТАЛИБанов и ИГИЛ (СНОСКА – организация запрещена на территории РФ) ”, с которыми мы воевали в Афганистане и организации которых запрещены в РФ… прошу Вас принять решение о лишении фильма “Братство” прокатного удостоверения». Это одно из многих подобного рода писем, поступивших из ветеранских организаций.

Реализм или ахинея

БТР на страшной скорости делает резкий поворот, вламывается в каменную стену и, сметая бронированной тушей половину дувала, замирает. Всего на миг. Едва ощутимо дрожит стальной хобот КПВТ. Облако пыли оседает на шоссе. Раз-два, еще полсекунды… и следующий план. Крупный отпечаток солдатского берца, затем камера подскакивает выше, по фактурным, засаленным, хэбэшным рукавам «песочки», по обмотанному розовым жгутом, вытертому прикладу АКМ, по залитым честным потом, напряженным и смуглым скулам разведчика. Это еще полторы секунды. Камера оператора Игоря Гринякина все время находится в движении — она рыскает, она преследует, дрожит, осторожно входит в тревожно-мрачный дом-пещеру, где наповал, с размаху лупит в глаза слепящим светом вспышки РПГ. Без компромиссов. Без прелюдий. Без «а сейчас, ребята, я расскажу вам…». Все по-другому. Все честнее, лаконичнее, быстрее. Монтажные стыки короткие. Садись. Смотри. Уже здесь и прямо сейчас.

Композиционно картинка выстроена настолько филигранно, что зритель втягивается «на раз-два» и… верит. Камера волшебно передает ощущение волнения, когда адреналин клокочет, когда вслед за видеорядом ты неосознанно начинаешь беспокоиться и трястись. Вот эпизод зачистки в кишлаке. Вот пулеметчик моджахедов зажал дозорную группу советской разведки. Его силуэт мелькает в проломе дувала на долю секунды, камера съезжает на цевье «драгунка», мы видим расширенные глазищи русского снайпера — в них растерянность перед броском. Камера делает еще один короткий, скользящий пробег вдоль дувала, «раздумывая»: высунуть ли разведчику голову или безопаснее отсидеться здесь, в тени двора? Мелькают чалма с рубахой моджахеда в обрамлении расфокусированных ветвей арчи. В отдалении слышны какие-то команды на русском. Звучат беспомощно слабые разрывы ручных гранат. Все в дыму. В грязном облаке пыли плюется оранжевым трясущийся пулеметный ствол. Синхронно с ним вибрирует объектив. Тяжело дышит парень с винтовкой. И я, снимавший под огнем в нескольких «горячих точках», ловлю себя на мысли, что включаются заснувшие инстинкты, заставляющие пригнуться, сменить позицию, двигаться, но… я в мягком кресле зрительного зала кинотеатра «Октябрь», и бежать никуда не надо. Хлесткий стереощелчок выстрела 7,62 мм. На миг в зале воцаряется тишина. Советский разведчик убил душмана с ПКМ, и камера следует дальше, вверх по пыльной улочке кишлака, не тратя время зря.

Павел Лунгин говорит о своем детище, не скрывая гордости:

— Операторская работа в фильме строилась по принципу «как бы документального кино». Мы снимали его на пленку. Это качество, это «зерно», это дрожащее изображение — все это есть… Я старался, чтобы все характеры были живые и чтобы было интересно смотреть. Любимого героя у меня в этой картине нет. Я бы сказал, что я их как-то всех люблю… без исключения, искренне. Я этого генерала люблю! Комитетчика, мальчика этого с козой, летчика Сашу. Но все они делают довольно жуткие вещи…

Разумеется, кишлак вымышленный. Выдуман и пилот, генеральский сын Саша Васильев, угодивший в плен к «духам». И генерал Николай Васильев (по легенде — начальник штаба советской базы Баграм) — тоже никогда не существовавший персонаж.

Но провоевавший больше двух лет в Афганистане генерал-майор в отставке Александр Чубаров в своей критике фильма беспощаден:

— Вся показанная поисковая операция и бой в кишлаке — ахинея. Да вы что, ребята? Зачем они вломились в этот кишлак, можно узнать? Ах, искали летчика? Просто вломились на двух БТР… Ни разведки, ни блокирования, ничего! Обычно как было на войне: афганские подразделения блокируют, разведка углубляется — и пошло, как они называли, «талаши-микунем», прочесывание. А здесь не прочесывание, а лобовая атака, в которой потерять людей — как два пальца… Там много «клюквы», в кино этом… Что касается сбитого самолета… Непонятно, где ПСС (поисково-спасательные службы)! Всегда во время нанесения авиаударов они, эти службы, подвисали рядом. Приведу пример: в ноябре 1985 года в районе кишлака Дехраут, под Кандагаром, был сбит ракетой ПЗРК наш МиГ-21-бис, который пилотировал советник командующего истребительной авиацией ВВС ДРА, заместитель командующего Военно-воздушных сил Белорусского военного округа по боевой подготовке, генерал-майор Николай Власов. Он сумел катапультироваться, но погиб в бою с душманами. Непосредственно поиском тела летчика занимались несколько групп оСпН ГРУ. Во время операции была сбита наша «восьмерка» ПСС (вертолет Ми-8) и получил тяжелые повреждения Ми-24. Техник, выпрыгнувший из «вертушки» с высоты 250 метров, весь поломался (неполное раскрытие купола парашюта), но мы его подобрали живого. Меня подняли по тревоге в 3.30 утра, и мы с двумя батальонами полсуток *** (нецензурное слово), пока нашли… Погибший был раздет и страшно изуродован. Один выстрел был сделан в лицо, с близкого расстояния. А в кино этом во вражеский поселок, откуда работает миномет (!!), лезут силами одной роты. Без разведки, без блокирования, без нормального обеспечения…

В работе над сценарием, как говорят, использовались воспоминания бывшего директора ФСБ Николая Дмитриевича Ковалева, дважды направлявшегося в командировки в Афганистан. Поэтому прототипом героя Кирилла Пирогова, полковника ПГУ (Первого Главного Управления) КГБ СССР, начальника зонального отдела КГБ «Дмитрича», как раз является Ковалев. Аутентичность образа бережно сохраняется вплоть до отчества.

Так как же получилось, что ветеранов-афганцев разозлил приключенческий полубоевик о том, что во время вывода 40-й армии якобы важную роль сыграла горстка чистых мыслями и отважных сердцем офицеров КГБ?

И полковник ПГУ КГБ «Дмитрич», и его коллега, оперативник-переводчик «Володя» оба имели исторические прообразы. Одним был бывший директор ФСБ, ветеран Афганистана Николай Дмитриевич Ковалев, другим был его близкий друг

— С бывшим директором ФСБ Николаем Ковалевым мы встречались около трех лет назад, — рассказывает сценарист фильма Александр Лунгин. — Всего было порядка пяти-семи встреч. Это был скромный, тихий, вежливый человек. Андроповская школа… Он дал мне прочесть неизданную повесть, написанную его близким другом, прототипом опера-переводчика Володи. Собственно, Ковалевым изначально двигало желание поддержать друга по Афгану, уже очень больного ветерана, тихо доживавшего свои дни где-то под Ростовом-на-Дону. Николай Дмитриевич жаждал что-то сделать для него. Ему казалось, что фильм об их прошлом в Афганистане порадует его… Что из повести вошло в сценарий? Вся история с похищением и выкупом Абдусаламова целиком взята из повести. Эпизод с ночным расстрелом тельняшки рассказал Ковалев. Поверьте, это не я придумал раздражающую всех историю про «Молодую гвардию»! Комсомольский советник, крутивший моджахедам кино, — реальный персонаж. Инженер Хошем — также историческая личность, один из известных моджахедов, действовавших в провинции Парван. По слухам, Хекматияр приговорил его за сотрудничество с шурави, и ему отрубили голову в Пакистане. Змарай — тоже настоящий полевой командир из Чарикарской зеленки. Все остальное, естественно, плод вымысла…

Понимание невозможно

Посмотрев фильм, изучив сценарий, любезно предоставленный мне Александром Лунгиным, побывав в гостях у режиссера Павла Лунгина, дважды встретившись в Александром Чубаровым и ознакомившись с содержанием писем протеста из разных ветеранских структур министру культуры (бедный, бедный Мединский… неужели он все это читал?) и президенту Путину, я вынужден констатировать, что договориться о прекращении «боевых действий» между возмущенными ветеранами и командой, сделавшей фильм «Братство», невозможно.

Из обращения председателя Совета ветеранов 108-й мотострелковой Невельской дважды Краснознаменной дивизии генерал-полковника Барынькина В. М. президенту Путину: «…Особую тревогу вызывает начало проката фильма, назначенное на 9 мая 2019… выход данного фильма, если рассматривать его как инструмент психологической войны… возбудит стойкое недовольство ветеранов-афганцев властью, не способной защитить их честь; мобилизует недовольных ветеранов-афганцев в оппозицию существующей власти. Неудивительно, что, по утверждению ТАСС, прокатчиком картины является “Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг” — совместная прокатная компания, состоящая из подразделения Sony Pictures и подразделения лучшего друга ЦРУ… Walt Disney…»

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прожиточный максимум Прожиточный максимум

Где в мире зарплаты растут быстрее всего

Русский репортер, апрель'19
Монополия на святые места Монополия на святые места

Рынок паломнических поездок отрегулируют и передадут церкви

Эксперт, июнь'19
Pharaoh Pharaoh

Фараон – главный рулевой рэп-сцены

Esquire, июнь'19
Как часто можно пить антибиотики: спросили у врача Как часто можно пить антибиотики: спросили у врача

Как часто можно принимать антибиотики и что будет, если пить их постоянно

Лиза, май'19
Новое дело Харри Холе: отрывок из романа Ю Несбё «Нож» Новое дело Харри Холе: отрывок из романа Ю Несбё «Нож»

Публикуем отрывок из самого мрачного и драматичного расследования Харри Холе

Forbes, май'19
Исчезающая реальность Исчезающая реальность

«Московский вечер» – так называется полотно художницы Татьяны Назаренко

Story, июнь'19
Бороться, бежать, замереть: от чего зависит наше поведение в чрезвычайной ситуации Бороться, бежать, замереть: от чего зависит наше поведение в чрезвычайной ситуации

От чего зависит наша реакция на опасность и как предугадать свои действия при ЧП

Forbes, май'19
Красный мотоцикл и другие признаки, что у твоего мужчины кризис среднего возраста Красный мотоцикл и другие признаки, что у твоего мужчины кризис среднего возраста

С ним явно что-то происходит, видимо, накрыл кризис среднего возраста

Лиза, май'19
Крупнейший независимый НПЗ России попросил признать себя банкротом Крупнейший независимый НПЗ России попросил признать себя банкротом

Антипинский НПЗ 18 мая направил в суд заявление о банкротстве

Forbes, май'19
Третий не лишний Третий не лишний

На российский рынок выходит третий автомобиль из семейства Kia Ceed

АвтоМир, апрель'19
Люди Востока Люди Востока

В основе таких вроде бы разных традиций — уважение, забота, тепло, память

Seasons of life, март'19
Россия вошла в топ-20 самых посещаемых стран мира в 2018 году Россия вошла в топ-20 самых посещаемых стран мира в 2018 году

В прошлом году РФ посетили 24,6 млн иностранных туристов

National Geographic, май'19
Панда-альбинос впервые попала на снимок фотоловушки Панда-альбинос впервые попала на снимок фотоловушки

Необычная панда в Национальном природном заповеднике Вэньчуань-Улун

National Geographic, май'19
Жатва Гиппократа Жатва Гиппократа

Что нового в медицине в последние 20 лет начавшегося века

Maxim, июнь'19
Анна Курникова: «Жить без стимула невозможно!» Анна Курникова: «Жить без стимула невозможно!»

Русская спортсменка дала Cosmo первое интервью после рождения детей

Cosmopolitan, июнь'19
Волк, Красота и другие собаки Зигмунда Фрейда Волк, Красота и другие собаки Зигмунда Фрейда

А вы знали, что собака Йофи помогала Зигмунду Фрейду проводить сеансы?

National Geographic, май'19
Поклялись дарить: миллиардеры, которые в мае решили расстаться с половиной состояния Поклялись дарить: миллиардеры, которые в мае решили расстаться с половиной состояния

К филантропической инициативе присоединились и другие известные миллиардеры

Forbes, май'19
Разгружаемся на смузи: детокс-программа (и 15 классных рецептов) Разгружаемся на смузи: детокс-программа (и 15 классных рецептов)

Лето, солнце, жара — когда устраивать разгрузку, если не сейчас?

Лиза, май'19
Широта взглядов Широта взглядов

Необходимо подыскать просторный кроссовер при не самом большом бюджете?

АвтоМир, май'19
Муравечество. Как мелкие козявки стали влиятельнейшими существами на планете Муравечество. Как мелкие козявки стали влиятельнейшими существами на планете

Наша планета — это гигантский муравьиный Вавилон

Maxim, май'19
И поехать, и поплыть: самые странные и успешные попытки создать «лодкомобиль» И поехать, и поплыть: самые странные и успешные попытки создать «лодкомобиль»

Самоваро-паровозо-ветролет существует пока только в воображении писателей

Maxim, май'19
Скорость по-американски: как в США спасают культовый гоночный турнир IndyCar Скорость по-американски: как в США спасают культовый гоночный турнир IndyCar

Автогонки IndyCar на протяжении десятилетий были главным гоночным первенством

Forbes, май'19
«Неудивительно, что диктаторы любят WhatsApp». Перевод письма Павла Дурова «Неудивительно, что диктаторы любят WhatsApp». Перевод письма Павла Дурова

Павел Дуров написал письмо с резкой критикой в адрес WhatsApp

Forbes, май'19
Самые непредсказуемые фильмы Каннского фестиваля: от Гаспара Ноэ до пародии на “Черное зеркало” Самые непредсказуемые фильмы Каннского фестиваля: от Гаспара Ноэ до пародии на “Черное зеркало”

В эту подборку попали фильмы, которые притворяются жанровым кино

Esquire, май'19
В каких странах президентами являются женщины? Пять вдохновляющих примеров В каких странах президентами являются женщины? Пять вдохновляющих примеров

Количество стран, во главе которых стоят женщины, неуклонно растет

Forbes, май'19
Александра Никифорова: Все получится Александра Никифорова: Все получится

На небесах лучше знают, где мы нужны. Где больше пригодимся

Караван историй, июнь'19
Окна Анны Окна Анны

Мы готовы запустить сорокаметровую фигуру актрисы Анны Михайловской в космос

Maxim, июнь'19
Банк Рустама Тарико впервые заработал на водке Банк Рустама Тарико впервые заработал на водке

«Русский стандарт» впервые показал положительный результат от владения акциями

Forbes, май'19
Мне за тебя стыдно! Мне за тебя стыдно!

Что делать, если муж ведет себя так, что тебе приходится за него краснеть

Лиза, май'19
Дружит со спортом Дружит со спортом

Как с максимальной пользой потратить время, выкроенное на тренировки?

Grazia, май'19