Что рисуют люди, которые хотят, чтобы их поняли.

Русский репортер

Культура / Общество

Нежелезный человек

Что рисуют люди, которые хотят, чтобы их поняли

Финская художница Санна Хукканен создает альтернативный мир комиксов, где история в картинках — самое демократичное и универсальное средство общения, а инвалиды, мигранты и другие дискриминируемые группы стараются помочь себе сами, не надеясь на Супермена или Бэтмена

Текст : Анна Титова

В СССР был такой популярный мультик: на Землю прилетает инопланетянин и пытается установить контакт с землянином-художником, который отдыхает на лоне природы, напевая популярную мелодию композитора Нино Рота. Наладить коммуникацию получилось только с помощью музыки: пришелец подхватил тему, и художник перестал его бояться. Какой комикс вы бы нарисовали в этой ситуации для художника?

Наверное, я бы изобразила большое сердце… И все. Комиксы в таких ситуациях работают отлично. На наших занятиях мы часто говорим на разных языках, но прекрасно понимаем друг друга с помощью картинок. Например, в Танзании мы проводили мастер-класс для женщин, которые никогда не ходили в школу. Они не умели ни писать, ни читать. Для них комиксы — практически единственная возможность рассказать о себе и своих проблемах окружающим.

Как вы оказались в Танзании?

Случайно — искала вариант для практики за рубежом. Европу уже видела, мне хотелось нового. Одна из финских негосударственных организаций включила меня в волонтерскую программу, и я попала в Танзанию. После практики вернулась в Африку писать диплом, потом вышла замуж и прожила там в общей сложности пять лет.

Василий Епанов, Кудымкар, 2016 год. «Финно-угорский дом»
Эта история рассказывает о том, как 5000 лет назад все финно-угры жили на одной территории, а потом постепенно «разошлись» в разные стороны. Хорошо, что сегодня им помогает общаться интернет.

Что из этого опыта вы считаете самым ценным?

Я жила в Танзании вместе с местными, а не как экспат из Европы. И эта жизнь научила меня ценить простоту. Радоваться тому, что у тебя есть здесь и сейчас. Когда я приехала в Африку, мне казалось, что там многое будет совсем по-другому: люди, их поведение… И я ничего не пойму. Но в реальности все случается иначе. Внутри одного общества и культуры люди могут быть разобщены сильнее, чем я и мой друг-танзаниец, с которым у нас полное взаимопонимание.

Мне сложно представить себе настоящую жизнь африканской страны в отрыве от классических стереотипов.

О да! Людям кажется, что Африка — это такое место, где грязно, где все голодные. А в Африке есть такие же молодые активисты, как и везде. Они талантливые, они хотят изменить жизнь к лучшему и мечтают о том же, о чем и мы. Они рисуют с людьми комиксы. Среди прочих других групп я работала в Танзании с молодыми женщинами-инвалидами. Ну, понимаете, какой это уровень дискриминации. А они очень сильные, независимые, с отличным чувством юмора. Когда их кто-то пытался обидеть, они впадали в такой заразительный гнев! Мне это очень нравилось. Но западные СМИ никогда не покажут нам эту Африку.

1. Ахмед, Финляндия, 2016 год. «Путешествие»
Мужчина спасается бегством из Багдада, охваченного военными действиями. Его путешествие в Европу очень опасно — за время пути он не раз видел, как люди тонут в Средиземном море. Когда он прибыл в финский город Лиекса, местные жители оскорбляли его, а еще через какое-то время ему отказали в статусе беженца. Что делать дальше, он не знает. Это история самого Ахмеда. Мастер-класс был подготовлен совместно с World Comics Finland.

О каких проблемах рассказывали танзанийцы в своих комиксах?

Женщины рисовали истории о доступности образования. Например, если молодые девушки беременеют, они не могут продолжить учиться в школе. Альбиносы, которые часто болеют раком кожи, рисуют сюжеты про трудности с лекарствами, про дискриминацию в больницах и вообще про стереотипы. Как-то раз мы пригласили президента одной транспортной компании на презентацию работ колясочников, которые рисовали комиксы о своих проблемах с общественным транспортом. Посмотрев комиксы, он разозлился и всем до единого написал свой личный номер — чтобы звонили, если что-то подобное повторится. Обычно мы стараемся, чтобы инвалиды сами развешивали свои работы на рынках, остановках. Так они сразу получают обратную связь: прохожие читают, начинают разговаривать с ними. Иногда восклицают: это не ты рисовал, инвалиды не умеют так! И тогда наши подопечные очень гордятся собой. Как-то раз перед выборами мы занимались с группой слепых, и один участник с помощью преподавателей нарисовал смешной комикс о том, что в Танзании нет системы голосования для незрячих: он ведь не может попросить кого-то поставить галочку за себя. Мы повесили его историю на здание местного ЦИКа, и там признались, что такая проблема даже не приходила им в голову. Танзанийские семьи часто прячут своих детей с инвалидностью дома, и те не попадают ни к врачам, ни в школу.

Они боятся, что их детей будут обижать?

Нет, все гораздо хуже. Им стыдно иметь «неправильных» детей. Многие в Танзании все еще уверены в том, что если человек сидит в инвалидном кресле, он не обучаем в принципе.

2. Дан Макена, Танзания, 2010 год. «Образование для глухих»
Один из братьев ходит в школу, а другой нет, потому что он глухой. Однажды родители увидели, как глухой мальчик пишет что-то на стене дома, и поняли, что он тоже может учиться. Тогда они решили найти для него специализированную школу и отправились за советом в ассоциацию CHAVITA. Мастер-класс был подготовлен совместно с CHAVITA — Танзанийской ассоциацией глухих людей.

Есть объективные ситуации, в которых комикс просто передает какое-то информационное сообщение. А бывает так, что картинка в принципе работает лучше слов?

Да, и очень часто. В один маленький рисунок можно вместить кучу всего. Что-то такое, что замучаешься объяснять словами. Например, мы сразу видим, как выглядит комната: ее стиль, обстановка… Картина — это живая эмоция автора. Поэтому комиксы действуют мощно.

Вы уверены в том, что люди, какими бы разными они ни были, всегда могут найти общий язык — надо только подобрать нужный инструмент?

Да, я думаю, что взаимопонимание возможно всегда. Но иногда взгляды людей могут быть настолько полярными, что наладить диалог крайне непросто. Например, мне очень, очень сложно понять финских неонацистов. Тут самое сложное — начать коммуникацию.

В Финляндии много неонацистов?

В последнее время их число растет. Люди боятся. А боятся, потому что не понимают, что происходит.

Консерватизм действительно как будто берет свое: это видно по реакции на наплыв мигрантов в Европу, по той же победе Трампа. Вы как человек, который хочет стереть границы между людьми, чувствуете себя в меньшинстве?

А мне не кажется, что обычные люди поддерживают эти консервативные настроения, как нас пытаются убедить в этом СМИ. Я вот не знаю никого, кто считает приход к власти Трампа чем-то конструктивным. СМИ показывают людям другой мир.

3. Екатерина Порсева и Мария Ермакова, Кудымкар, 2016 год. «Язык поколений»
Бабушка пытается говорить со своей внучкой на коми-пермяцком языке, но девочка ей не разрешает, потому что это «немодно». В конце концов, когда она сама становится бабушкой, ее собственная внучка запрещает ей говорить с ней уже по-русски. По словам авторов, это история о том, как быстро может погибнуть язык. Мастер-класс был подготовлен совместно с Драматическим театром им. Горького г. Кудымкара.

Вы попадали в ситуации, заставившие вас сомневаться в своих ценностях?

То есть чтобы мигрант сделал мне что-то плохое? Нет. Случается, что мигранты, точно так же, как и финны, совершают преступления. Только когда мигрант уличен в чем-то плохом — это скандал, а когда то же самое делает финн, это почему-то не попадает на первые полосы газет. Эти люди бегут от войны, нельзя же просто закрыть перед ними дверь.

У вас вообще нет страха перед «чужими»?

Да тут не о чем говорить. Если ты можешь помочь, ты должен помочь. Нельзя ставить под сомнения человеческие права. Я очень много путешествовала — наверное, поэтому я понимаю, что люди везде примерно одинаковые. Я могу бояться нападения насильника в темном переулке. Но он может быть как финном, так и мигрантом.

Мне кажется, для очень многих людей ваши слова прозвучат радикально.

Просто люди не знают, с кем имеют дело. И поэтому на всякий случай боятся. А когда человек боится, он не захочет узнавать что-то большее. Это какой-то порочный круг.

Когда вы вернулись из Африки в Финляндию, вы нарисовали книгу комиксов «Корни». Это было подведение итогов?

После пяти лет жизни в Танзании мне было интересно рассказать о своем опыте на родине и одновременно узнать больше о Финляндии. Это история о поиске себя, своих корней. Удивительно, но книга больше всего зацепила мою бабушку: она находила какие-то параллели между жизнью в Африке и своим детством. В Финляндии уже мало кто помнит, что совсем недавно мы были бедной страной. Я рассказывала бабушке, что у детей в Танзании нет игрушек, а она вспоминала, как во времена войны собирала ягоды и продавала их, чтобы купить какие-то детали для самодельной куклы. В магазинах тогда вообще не продавали игрушки.

Моника Анаэль, Танзания, 2010 год. «Невеста»
Мужчина представляет свою невесту родителям. Но те отказываются принять ее в семью, потому что она альбинос. Тогда пара принимает решение жить отдельно, без помощи родственников. Мастер-класс был подготовлен совместно с TAS — обществом альбиносов Танзании.

Сейчас вы работаете с мигрантами в Финляндии?

Да. Вот один из моих любимых примеров. В финском городе Лиекса в последние годы участились случаи агрессии на национальной почве, и вот мы ездили в одну из местных школ, где учатся финны и дети мигрантов. Они пока занимаются раздельно, потому что приезжие дети еще недостаточно знают финский. Дети начали рисовать, и я поняла, что они ни разу не контактировали. Мигранты рисовали о том, как они хотят поиграть в футбол с детьми-финнами, но стесняются попроситься, а финны рисовали, как они хотят познакомиться с новенькими, но боятся. И вдруг на занятии они начали общаться: «А как тебя зовут? Ты откуда?» Это было потрясающе!

Получается, комикс — это своего рода безопасная территория. Просто встать и сказать: «Я хочу играть в футбол с местными» — это сложно.

Да, конечно. А еще в комиксах можно шутить, жанр это разрешает. Какую-то сложную ситуацию ты можешь перенести на бумагу и посмеяться, чтобы решить проблему.

В России любят хвалить финскую систему образования. В ваших школах принимают какие-то специальные меры, чтобы подружить детей разных национальностей?

Сложно сказать, но детям точно легче интегрироваться. Они быстрее учат язык, у них быстро появляются финские друзья. Гораздо хуже обстоят дела со взрослыми. Например, женщины, как правило, так и не выучивают финский, потому что сидят дома. Да, бывает, что детей обзывают на улице. Только не другие дети, а взрослые финны.

Что вам большего всего запомнилось в России?

В прошлом году мы проводили занятия в Кудымкаре, где активисты рисовали комиксы в поддержку коми-пермяцкого языка. И к нам издалека приехал шаман — чуть ли не главный эксперт по этому языку. Я сейчас работаю над книгой о финской мифологии, связанной с природой, и мы выяснили, что у нас много общего. Например, легенда о Млечном Пути — срубленном дубе, загородившем людям солнечный свет.

Как вы думаете, что должно случиться с человеком, чтобы он понял, что стены между людьми не нужны?

Я люблю шутить, что всех финских политиков надо отправить пожить в африканские исламские страны хотя бы на три месяца. Просто для того, чтобы они увидели другой мир. А если серьезно, то люди должны путешествовать, много путешествовать. Другое дело, если ты всего боишься — как ты сдвинешься с места?

Справка

Санна Хукканен — финская художница из города Йоэнсуу. Она не только создает авторские графические романы, делает иллюстрации для журналов и рисует комиксы для выставок, но использует жанр, чтобы помогать людям. Санна учит представителей меньшинств и слабо защищенные группы населения разных стран рассказывать свои истории в рисунках, понятных всем вне зависимости от языка и культуры. Художница учила рисовать комиксы «Врачей без границ», занималась в Танзании с альбиносами и инвалидами, поддерживает мигрантов из арабских стран в Финляндии вместе с организацией World Comics Finland.

Авторы публикуемых комиксов не художники. Для большинства из них — это первый опыт рисования в жизни.

Фотография: из архива Санны Хукканен

С 15 по 21 мая в Москве состоится 16-й Московский международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Россия — чебурек Россия — чебурек

Как в одном отдельно взятом заведении общепита социализм случился

Русский репортер
Миллиардер Вадим Мошкович: «Потенциал роста в сельском хозяйстве бесконечен» Миллиардер Вадим Мошкович: «Потенциал роста в сельском хозяйстве бесконечен»

Forbes поговорил с самым богатым бизнесменом, сделавшим состояние на производстве продуктов питания.

Forbes
Ночь в опере Ночь в опере

Недавно мы поняли, что в своем эстетическом развитии доросли до оперы

Maxim
Север помнит Север помнит

Зачем ехать на Фареры.

GQ
Имя — Орели Дюпон Имя — Орели Дюпон

Директор балетной труппы Парижской оперы - о том, каково работать в одном из лучших театров мира.

Numéro
Беседа с Ольгой Громыко Беседа с Ольгой Громыко

Писательница из Беларуси Ольга Громыко хорошо известна отечественным поклонникам фантастики, особенно юмористической. Фэнтезийный цикл о ведьме Вольхе и космическая опера о лихой команде «космоолухов» имели большой успех, принесли писательнице горячую любовь множества фанатов и сделали её одной из главных звёзд издательства «Альфа-книга».

Мир Фантастики
Актри­са Весна Актри­са Весна

Голливудская актриса Зои Дойч - о съемках с Данилой Козловским и будущих премьерах.

Vogue
Суровое детство Суровое детство

Во что мы играли до появления новомодных консолей и PC.

Игромания
Юлия Барановская: игрушки должны быть раскиданы по всей квартире! Юлия Барановская: игрушки должны быть раскиданы по всей квартире!

Юлия Барановская: игрушки должны быть раскиданы по всей квартире!

Лиза
Крис Эванс. Отважный капитан Крис Эванс. Отважный капитан

Крис Эванс — один из самых прибыльных актеров Голливуда

Караван историй
Получить опыт групповой терапии Получить опыт групповой терапии

Другие люди служат для нас источником опасности и утешения

Psychologies
«Хорошая борьба»: летопись эпохи Трампа «Хорошая борьба»: летопись эпохи Трампа

Первая попытка в сериальной форме рассказать об Америке Трампа

Правила жизни
Chi-Lli Chi-Lli

Ирина Забияка, бессменная солистка группы Chi-Lli

Playboy
Книга недели: «Манарага» Владимира Сорокина Книга недели: «Манарага» Владимира Сорокина

О чем новый роман Владимира Сорокина

Правила жизни
Ода брадости Ода брадости

Познавательная статья о месте бороды в истории и на твоем лице

Maxim
Аниме | В зелёном лабиринте киберпространства Аниме | В зелёном лабиринте киберпространства

Мультимедийная франшиза «Призрак в доспехах», основанная на одноимённой манге Масамунэ Сиро, — своеобразный культурный феномен, который распространил своё влияние далеко за пределы родной Японии. «Призрак в доспехах» стал источником множества заимствований — как в кино и анимации, так и в других проявлениях фантастического жанра, даже в реальной жизни.

Мир Фантастики
Сегодня бу­дут танцы Сегодня бу­дут танцы

Восходящая звезда европейской хореографии Андрей Кайдановский - о номинации на «Золотую маску», знаменитом отце и тенденциях в танце.

Vogue
Девочки vs мальчики. Воспитывать одинаково или по-разному? Девочки vs мальчики. Воспитывать одинаково или по-разному?

Советует психолог Александр Кузнецов.

Домашний Очаг
Фабрика медиа Фабрика медиа

Как незаметно для всех создать крупнейший медиахолдинг в России.

РБК
Слов мот и транжир Слов мот и транжир

Мот — о подготовке к концертам и сложностях гастрольной жизни

Glamour
Рискнуть и довериться Рискнуть и довериться

Отношения с другими людьми невозможны без доверия

Psychologies
Театр — Вера Мартынов Театр — Вера Мартынов

Беседа с Верой Мартынов — художником проекта и куратором Нового Пространства Театра Наций.

Numéro
Забегая вперёд | Будущее Доктора Забегая вперёд | Будущее Доктора

Сериал «Доктор Кто» ждут большие перемены. После десятого сезона его покидают шоураннер Стивен Моффат, которого заменит Крис Чибнелл, и Питер Капальди — Двенадцатый Доктор.

Мир Фантастики
Алексей Петренко. Мистика и судьба Алексей Петренко. Мистика и судьба

Алексей Петренко. Мистика и судьба.

Лиза
Театр незрячего зрителя Театр незрячего зрителя

В «Современнике» поставили невидимый спектакль

Огонёк
«Группы смерти»: как культура может блокировать суицидальную тематику «Группы смерти»: как культура может блокировать суицидальную тематику

Для этого появления носителей идеалов нужно открытое социальное пространство

Forbes
Полет кометы Полет кометы

Актриса Ольга Дыховичная - звезда нового блокбастера с Джейком Джилленхолом.

Vogue
Немно­го солнца Немно­го солнца

Рассветно-закатные оттенки в московской квартире по проекту “Арт‑бюро 1/1”.

AD
Range Rover Velar Range Rover Velar

Четвертую модель в линейке Range Rover ее создатели называют самым дорожным автомобилем за всю историю Land Rover.

Quattroruote
Дмитрий Гришин Дмитрий Гришин

Сооснователь Mail.ru Group Дмитрий Гришин о стартапах.

GQ
Открыть в приложении