Екатерина Вагнер — о новых правилах игры на арт-рынке

Robb ReportКультура

Призрак очереди

Картинами современного любителя искусства на выставку не заманишь. Ему нужно кататься с горок, клеить фонарики и стоять в очереди. Арт-рынок пытается приспособиться к новым правилам игры

Екатерина Вагнер (редактор отдела «Арт-рынок» газеты The Art Newspaper Russia)

Двор старинного палаццо Строцци с недавних пор превратился в подобие детской площадки. Там соорудили две 20-метровые горки, с которых посетителям предлагается съезжать с восторженным визгом. Это часть завершившегося в августе арт-проекта Карстена Хёллера и Стефано Манкузо «Флорентийский эксперимент». Посетителям музея перед спуском давали в руки росток боба и потом проверяли, как их эмоции отразятся на развитии растений. Свои горки Хёллер проектирует не первый год. Его мечта — оснастить ими жилые дома, дабы горожане, отправляясь с утра на работу, получали заряд адреналина непосредственно после глотка утреннего кофе. До недавних пор революционные идеи художника в основном оставались на бумаге. Не то теперь — аттракционы на выставках уже не курьёз, а мейнстрим. Причина тому есть, и весьма серьёзная — к ужасу маркетологов, новое поколение предпочитает тратить деньги не на товары, а на впечатления — или, правильнее сказать, новый опыт. И музей, хочешь не хочешь, должен его обеспечить. Ещё 20 лет назад поход на выставку сам по себе был погружением в иной мир — прекрасную или просто странную, но интересную визуальную среду, а современного человека, на которого бесконечный поток изображений льётся с экранов телевизоров, компьютеров и смартфонов, картины на стенах сами по себе уже не впечатляют. Шедевров ему мало — нужен аттракцион. Им вполне может стать очередь к тем самым шедеврам — феномен пресловутой выставки Серова тому пример. Увидеть «Девочку с персиками» в Третьяковке можно было и раньше, без всякого экстрима. А вот простоять несколько часов на морозе и отведать гречневой каши от МЧС — опыт действительно уникальный. Интерактивные инсталляции, иммерсивные шоу, очки виртуальной реальности — сейчас не экзотика, а чуть ли не обязательный элемент любой выставки, причём не только современного искусства. Зашли на Босха в венецианский Дворец дожей? Извольте посмотреть VR-фильм по мотивам его произведений. Российские музеи не отстают. На выставке «Жёны» в Музее русского импрессионизма демонстрировали не только картины, но и созданные по мотивам полотен запахи. В Новой

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении