Звездопад по заказу

Японский стартап ALE хочет ввести моду на запуск искусственных метеоров

РБКБизнес

Звездопад по заказу

Японский стартап ALE хочет ввести моду на запуск искусственных метеоров из космоса

Текст Анастасия Дергачева

«Мы называем себя первой в мире развлекательной космической компанией. Хотим, чтобы люди видели падающие звезды и задумывались: как же им это удалось?» — рассказывает Джош Роденбо, координатор спутниковых программ японской Astro Live Experiences (ALE). В 2020 году компания обещает «пролить» первый в мире искусственный метеорный поток в небе над Хиросимой. Как будет технически устроено уникальное шоу и во сколько оно обойдется?

Искусственные метеоры — это частицы диаметром 1 см. Из каких материалов они состоят, ALE не раскрывает: «Конкретный состав запатентован, мы можем лишь сказать, что это металлические сплавы», — говорит Роденбо. Уже в декабре 2018-го в космос отправится ракета Epsilon Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA). Она выведет на орбиту два спутника с частицами на борту — по 400 «звезд» в каждом. Специалисты ALE с Земли за два года введут спутники в эксплуатацию и организуют выброс частиц: сгорая в атмосфере, они сформируют желаемый эффект метеорного потока. «Как только мы используем все частицы, спутники будут отправлены вниз и [тоже] сгорят в атмосфере, — говорит Роденбо в интервью журналу РБК. — Они отслужат три-четыре года и поучаствуют за это время в 20–30 шоу».

Компания планирует запускать не большие телекоммуникационные спутники «размером с автомобиль», а компактные микроспутники 60х90 см и массой около 70 кг. Каждый состоит из двух частей: внешнего корпуса и контейнера с частицами. Группировку спутников ALE будет наращивать, «пока не будет довольна», подчеркивает Роденбо: «Наш флот может быть очень большим — до 30, 36 или 42 спутников». Поскольку ALE пока не научилась «перезаправлять» спутники частицами, наращивать группировку нужно будет тем быстрее, чем больше будет заказов на новое шоу и чем быстрее будут сгорать старые спутники. «Наша цель — к 2025 году запускать по пять-шесть спутников в год, а к 2030-му — по 10–12», — уточняет координатор ALE.

Первые два спутника ALE запустит в декабре 2018-го, со временем их группировка может вырасти до 42

Запуски в «игноросферу»

Спутники для компании собирают специалисты Университета Тохоку, а производство контейнеров и «звезд» происходит прямо в офисе ALE в Токио. Масштабы производства пока скромные (одновременно производится один контейнер с частицами) и ALE хватает собственной лаборатории. Со временем компания рассчитывает запустить производство на отдельном предприятии.

Тестируют «искусственные звезды» тоже в лаборатории, используя для этого специальную аэродинамическую трубу, которая создает горячий поток газа — в нем частицы оказываются примерно в тех же условиях, что при входе в атмосферу. В производстве ALE экспериментирует с разными материалами — от этого зависят цвет и яркость «звезд».

ALE планирует заниматься и научными исследованиями. «Мы можем исследовать ту часть атмосферы, которую очень сложно исследовать, — мезосферу, или, как ее в шутку называют ученые, «игноросферу». Ее и правда нередко «игнорируют»: мезосфера слишком высока для метеозондов и слишком низка для спутников», — объясняет Роденбо. ALE планирует вставлять внутрь «звезд» сенсоры, чтобы передавать информацию о мезосфере на Землю. Все данные компания планирует выложить в открытый доступ.

Высота орбиты спутника ALE — 350 км, а частицы входят в атмосферу и сгорают между 80 и 60 км. «В космосе сейчас около 1,8 тыс. спутников, — говорит Роденбо. — Но там, где находимся мы, их всего 300–400, большинство гораздо выше». Тем не менее, чтобы избежать опасных сближений, за две недели до запусков ALE будет сверяться с данными Центра совместных космических операций (JSpOC) обо всех спутниках. Компания также планирует координировать свою работу со SpaceX Илона Маска, который намерен запустить почти 4,5 тыс. спутников до середине 2020-х, и с операторами «секретных» спутников.

«Что касается частиц, мы не будем их выпускать, если есть вероятность сближения [с другими объектами] на расстоянии 100 км. Мы следим за тем, чтобы все чувствовали себя в безопасности», — заверяет координатор ALE.

Астроном из Goldman Sachs

Основательница и
CEO ALE Лина Окадзима

Идея об искусственных звездопадах пришла в голову основательнице и CEO ALE Лине Окадзиме еще в 2001 году во время ее учебы в Университете Токио. Она готовилась стать астрономом и наблюдала за метеорным потоком Леониды. «Я подумала: было бы потрясающе, если бы мы могли создать что-то подобное, — цитировал Окадзиму Forbes. — Я рассказала об идее друзьям. Они тоже были восхищены, но и представить не могли, что я правда это сделаю».

Частный космос в то время только зарождался: Blue Origin Джеффа Безоса всего год как вела свои разработки в секретном режиме, а SpaceX даже не была основана. Окадзима тоже не сразу пришла в эту считающуюся теперь перспективной индустрию. Во время учебы в университете она основала разработчика мобильных игр Reveal Laboratory и параллельно занималась исследованиями в открытой лаборатории JAXA. В 2008-м Лина получила степень кандидата наук по астрономии, но карьеру продолжила в финансах — год проработала в Goldman Sachs. В 2009-м Окадзима ушла из инвестиционного банка и основала консалтинговую компанию LS-Partners, которой владела до 2012 года.

Все эти годы она в свободное время занималась «звездным» проектом: разрабатывала технико-экономическое обоснование, подбирала команду. В 2011 году компания ALE была зарегистрирована юридически, а первые инвестиции от бизнес-ангелов в размере около $7 млн привлекла в 2015–2016 годах. Сейчас в компании работают около 20 человек. «Полтора года назад нас было десять, так что растем довольно быстро», — отмечает Роденбо. На сайте ALE и сегодня размещены посты о поиске новых сотрудников.

Космические фейерверки

По расчетам ALE, искусственный метеорный поток будет видно с Земли на определенных участках диаметром примерно 200 км. То есть «звезды» увидит огромное количество людей, гораздо большее, чем наблюдают за фейерверками. «Так же, как и естественные метеоры, искусственные очень недолговечны. Но если представить себе диаметр 200 км — внутрь поместится весь Токио или Нью-Йорк. Увидеть наши «звезды» сможет разом целый город такого масштаба», — рассказывает Роденбо.

Монетизировать звездопады компания надеется за счет крупных корпоративных клиентов. «Компании масштаба, например, Coca-Cola или Nike могли бы объявить: сегодня вечером вы увидите звездопад, который для вас организовала наша компания», — считает координатор ALE. Подобные проекты также могут реализовываться на концертах, спортивных играх и других массовых мероприятиях. О частных клиентах в ALE, по словам Роденбо, не думают, хотя и не станут отказывать заказчикам из списка Forbes.

Опасения разработчиков связаны скорее с тем, что развлечение будет доступно лишь жителям мегаполисов. «А мы хотим, чтобы нашими метеорными потоками наслаждались все», — объясняет специалист. Для расширения охвата компания сама будет проводить мероприятия с привлечением спонсоров. Первым станет шоу Shooting Star Challenge в Хиросиме в 2020-м. Спонсорами выступят Japan Airlines и FamilyMart. Представитель ALE заверяет, что шоу не связано с Олимпиадой в Токио, которая пройдет примерно в тот же период.

Рассчитать рыночную стоимость технологии пока невозможно: искусственные звездопады проходят стадию лабораторных исследований и готовятся к демонстрационным запускам, оптимальные параметры спутников и частиц и их цена будут определены позднее, говорит Роденбо. В 2016 году журнал Forbes со ссылкой на свои источники писал, что один метеор обойдется заказчику в $8 тыс.; представитель ALE конкретные цифры не комментирует.

Фото: из архива пресс-службы компании ALE

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Устроиться в «Газпром» престижнее, чем в стартап Устроиться в «Газпром» престижнее, чем в стартап

Леонид Богуславский — об инновационном бизнесе в России

РБК, июнь'19
Плавный полдень Плавный полдень

Очаровательная Меган Мур знает, чем заняться в знойный полдень

Playboy, сентябрь'18
Голливудский финал Голливудский финал

Ради чего главный человек в кинематографе бросил миллиардное состояние

СНОБ, март'18
Африка начинает раскалываться на части: видео Африка начинает раскалываться на части: видео

В Африке появился огромный разлом, свидетельствующий о трансформациях континента

National Geographic, апрель'18
Юрий Мильнер Юрий Мильнер

«Есть ли места в Солнечной системе, где может существовать жизнь? Их несколько»

РБК, май'18
Оливия Кук — юная звезда Стивена Спилберга Оливия Кук — юная звезда Стивена Спилберга

«Первому игроку приготовиться» выходит в прокат

Vogue, март'18
Она не боится Она не боится

«Идеальная женщина – это я. Ольга Бузова»

Playboy, март'18
Письма читателей Письма читателей

В метель, в дождь, в цунами мы выходим из редакции за письмами

Maxim, апрель'18
Что написано на лице Что написано на лице

Родом из Африки

National Geographic, апрель'18
Шереметьево планирует вернуть зоны для курения Шереметьево планирует вернуть зоны для курения

Проект по созданию «цивилизованных» зон для курильщиков

National Geographic, март'18
Михаил Полицеймако: Не надо мечтать о работе, она придет сама! Михаил Полицеймако: Не надо мечтать о работе, она придет сама!

Интервью с актером, телеведущим и шоуменом Михаилом Полицеймако

Лиза, март'18
Играющий тренер Играющий тренер

Режиссерский дебют Данилы Козловского

GQ, апрель'18
Новая жизнь модного Дома Givenchy Новая жизнь модного Дома Givenchy

Клэр Уэйт Келлер делает шаги в сторону наследия парижского Дома

Vogue, март'18
Cчастливого воскресенья! Cчастливого воскресенья!

Пусть в этот день дом будет наполнен уютом и теплом

Лиза, март'18
Как райские птицы появляются на свет: видео Как райские птицы появляются на свет: видео

Как птенец райской птицы вылупляется из яйца

National Geographic, март'18
Каким станет Chloé в 2018 году Каким станет Chloé в 2018 году

Интервью Сьюзи Менкес с креативным директором бренда Наташей Рамсей-Леви

Vogue, март'18
Каста неприкасаемая Каста неприкасаемая

Летиция Каста к сорока годам вышла за рамки условностей

Tatler, апрель'18
В США найдено 7000-летнее подводное захоронение В США найдено 7000-летнее подводное захоронение

Экспедиция обнаружила подводное захоронение возрастом 7 тысяч лет

National Geographic, март'18
Эволюция Лары Крофт Эволюция Лары Крофт

Как менялся культовый образ сильной женщины

Игромания, апрель'18
Почему все так полюбили огромные аксессуары Почему все так полюбили огромные аксессуары

Наша уверенность в себе перестала помещаться в клатч

Vogue, март'18
Когда на Марс Когда на Марс

«Чемодан технологий» для путешествий на другие планеты еще не полон

Русский репортер, март'18
Евгений Демин Евгений Демин

Евгений Демин зарабатывает миллионы на зубной пасте

GQ, апрель'18
Главные события весны Главные события весны

Что нельзя пропустить этой весной

National Geographic, март'18
В центре спорта В центре спорта

Самые яркие события Олимпиады 2018

Playboy, март'18
Американский летчик комментирует встречу с НЛО: видео Американский летчик комментирует встречу с НЛО: видео

Американец осле ухода на пенсию рассказал о причудливом летающем объекте

National Geographic, март'18
Между ними тает лед Между ними тает лед

Самые дорогие команды НХЛ, по оценке Forbes

Forbes, апрель'18
Секретный ингредиент Секретный ингредиент

Обыкновенная тыква поможет решить множество проблем!

Лиза, март'18
«Солнце и знойный мужчина — что еще нужно женщине!» «Солнце и знойный мужчина — что еще нужно женщине!»

Певицы арт-группы «SOPRANO Турецкого» легко могли бы покорять модные подиумы

Playboy, март'18
Девушка с татуировкой Девушка с татуировкой

Анжелина Джоли рассказала о жизни во Франции и воспитании детей

Vogue, апрель'18
Модная революция 90-х определяет и нынешний сезон Модная революция 90-х определяет и нынешний сезон

Главные черты десятилетия, покончившего с диктатом моды

Vogue, март'18