Взлет «Бристоля»

Почему алкогольная сеть «Бристоль» растет в среднем на 114% в год

РБКБизнес

Взлет «Бристоля»

Почему алкогольная сеть «табачных королей» России растет в среднем на 114% в год

Текст Анна Левинская

Сергей Кациев

Нижегородский алкогольный ретейлер «Бристоль» впервые стал участником рейтинга РБК «50 быстрорастущих компаний России», сразу оказавшись в первой пятерке списка. Это выше, чем у его главного конкурента и лидера сегмента сетей, специализирующихся на торговле алкоголем,— челябинская «Красное & Белое» (КиБ) заняла девятое место.

«Бристоль» торгует алкоголем в среднем и нижнем ценовых сегментах и,подобно КиБу до недавнего времени развивался в провинции, работая в 30 российских регионах. В 2017 году выручка компании выросла на 60% и составила 67,4 млрд руб., а количество магазинов превысило 3500 точек (у «Красного & Белого» — 210 млрд руб. выручки и 5268 точек). Прогноз на 2018 год — 95 млрд руб.

«Бристоль» принадлежит «табачным королям» и одним из самых непубличных российских миллиардеров — Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, основателям ГК «Меркурий». Российский Forbes в 2018 году оценил их состояния в $2,4 млрд и $950 млн. В 1990-е годы компания создавалась для импорта алкоголя и табака, сейчас это огромный многопрофильный холдинг. Один лишь табачный дистрибьютор «Мегаполис» (входит в «Меркурий») с выручкой в размере 656 млрд руб. занял пятнадцатое место в последнем рейтинге крупнейших компаний России РБК 500.

«Мегаполис» — эксклюзивный поставщик продукции транснациональных табачных компаний Japan Tobacco International (JTI), Philip Morris International (PMI) и Imperial Tobacco Group. По данным Nielsen, в 2017 году эти компании занимали 66% российского рынка табака. До января 2018 года контроль в «Мегаполисе» принадлежал структурам Кесаева и Кациева, затем, как следует из отчетности Megapolis Distribution B.V., их доля снизилась до 49,85%: по 23% у PMI и JTI, владелец оставшихся 4,2% не раскрывается.

Кесаеву и Кациеву также принадлежат ГК «Дикси» (сети «Дикси», «Виктория») и ряд активов вне потребительского рынка. Среди них — автоперевозчик «СовинтерАвтосервис», «Меркурий Девелопмент», Горевский ГОК, завод «Турбохолод», Завод имени Дегтярева.

Игорь Кесаев

Диверсификация как спасение

Создание сети «Бристоля» выглядело попыткой владельцев «Мегаполиса» компенсировать последствия введения «антитабачного закона», который запрещает продажу табачной продукции в нестационарных объектах торговли, то есть киосках и павильонах. К моменту его внесения на рассмотрение в Госдуму в 2012 году через этот канал продавалось более трети сигарет компании. По оценке Euromonitor International, объем российского табачного рынка в натуральном выражении снижается шесть лет подряд: если в 2012 году он составлял 370,8 млрд сигарет, то в 2017-м — уже 258 млрд.

В том же 2012 году уже работало несколько магазинов «Бристоль», стартовой точкой сети стал Нижний Новгород. Здесь и в Омске также развивается «малый» формат «Бристоль-Экспресс» (в основном продает табачные изделия), он начинался с торговой недвижимости, выкупленной «Мегаполисом» у одного из своих нижегородских оптовиков, «Юпитер-НН».

«Бристоль» сразу задумывался как масштабный проект, говорит представитель компании, основателям хотелось всероссийского масштаба. И хотя сеть строилась с оглядкой на главного конкурента — в 2012 году Кациев, курирующий в холдинге направление ретейла, вместе с бывшим президентом «Дикси» Ильей Якубсоном даже приезжали в Челябинск для консультаций с основателем «Красного & Белого» Сергеем Студенниковым, — у нее были неплохие конкурентные преимущества. Компания масштаба «Мегаполиса» (который кроме табака занимается дистрибуцией бакалейной продукции, энергетических напитков и т.п.) имеет большие преференции в закупках партий товаров.

За два года «Бристоль» разросся до 900 магазинов и по плану владельцев затем должен был объединиться с ГК «Дикси», сохранив бренд и став отдельным дивизионом. С 2014 года сети начали объединять некоторые операционные подразделения, а в мае 2015 года «Дикси-Юг» за 1,78 млрд руб. купила 31,5% долей ООО «Альбион-2002», операционной компании «Бристоль». Таким образом ее пакет увеличился до 33%, и покупка должна была стать первым этапом слияния. Одновременно с этим «Мегаполис» сообщал, что Кациев отошел от операционного управления «Мегаполисом», чтобы сосредоточиться на развитии «Бристоля».

Но сделка по выкупу оставшихся 67% долей «Бристоля» в итоге не состоялась: сначала ГК «Дикси» намекала, что слияние может не состояться, поскольку «рынок изменился», затем объединение и вовсе запретила ФАС. Структура «Дикси» вернула акции «Бристоля» самой компании, совершив обратную продажу (33% акций были переданы кипрскому офшору Kronia Limited). Кациев в марте 2018 года вернулся на пост гендиректора табачного дистрибьютора.

«Как показало время, «Бристоль» успешно развивается как самостоятельный проект», — говорит представитель компании. «Каннибализации» продаж акционеры не опасаются, так как у сетей разные товарная матрица и профиль потребителей.

Не только «алко»

Несмотря на ужесточение законодательства в отношении производства и сбыта алкогольной и табачной продукции и снижение их потребления в России, «алкомаркеты» не первый год становятся рекордсменами по росту выручки. Лидерам этого сегмента удается «отъедать» покупателей у FMCG-сетей — неприхотливость в выборе помещений магазинов и малый метраж торговых точек позволяют подбирать площадки, которые не подходят другим ретейлерам. Кроме того, они намеренно открывают магазины рядом с точками крупнейших продовольственных ретейлеров: «Пятерочки», «Магнита» и так далее.

«Уводить» потребителей помогают ценовая политика и ассортимент. КиБ и «Бристоль» делают упор на недорогой алкоголь из-за его высокой оборачиваемости, и их аппетит к маржинальности алкогольной и табачной продукции меньше, чем у обычных ретейлеров, а значит, меньше и конечная цена, говорит партнер Bain & Company Евгений Белащенко.

Тон задают КиБ и «Бристоль», отмечает далее Белащенко: весь объем российского рынка специализированных алкогольных сетей оценивается в $7,5 млрд, около 50% занимает челябинская компания, примерно 15– 20% — у «Бристоля», оставшаяся доля приходится на прочие сети, как работающие в экономсегменте («Норман», «Горилка» и др.), так и премиальные («Ароматный мир» и др). При этом последние занимают 10% рынка.

Приучив потребителей приходить за недорогим алкоголем, «алкомаркеты» пытаются дрейфовать в категорию «магазинов у дома», постепенно избавляясь от приставки «алко». Уже сейчас на алкоголь приходится примерно 65% ассортимента у «Красного & Белого», говорит Белащенко. У «Бристоля» — только 30%, утверждает представитель сети. Остальное — бакалея, овощи-фрукты, сладости и другие товары. Кроме ассортимента под СТМ, в «Бристоле» продается и продукция компаний Кациева: минеральная вода «Нижний Кармадон» и фрукты компании «Казачий хутор» из Северной Осетии. «Нельзя сказать, что у этих компаний блестяще получается торговать новыми категориями, но они постепенно учатся наполнять корзины потребителей и другими товарами», — говорит Белащенко.

Фото: ITAR-TASS, РИА Новости

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Швейцарский опыт становится востребованным на российском страховом рынке» «Швейцарский опыт становится востребованным на российском страховом рынке»

О цифровизации отечественных страховых компаний рассказал Алан Цаголти

РБК, сентябрь'19
Предложение следует! Предложение следует!

Как проявить себя на собеседовании с лучшей стороны

Добрые советы, сентябрь'19
Ближе к телу Ближе к телу

Новая пассия Бена Аффлека, американская модель Шона Секстон

Playboy, август'19
В Подмосковье сталинку покрасили в стильный чёрный цвет. Затею тут же раскритиковали В Подмосковье сталинку покрасили в стильный чёрный цвет. Затею тут же раскритиковали

Споры в соцсетях по поводу Черного дома в Котельниках

Maxim, ноябрь'18
Точный бросок! Точный бросок!

Центровой команды «Химки-Подмосковье» Родион Ардисламов

Playboy, декабрь'18
Бессмертие в портфеле Бессмертие в портфеле

Миллиардеры инвестируют в продление жизни

Forbes, декабрь'18
Парус наполнен солнечным ветром Парус наполнен солнечным ветром

Космический аппарат с солнечным парусом готов к взлету

National Geographic, ноябрь'18
Сорок лет расплаты за два года любви Сорок лет расплаты за два года любви

История любви адмирала Александра Колчака и Анны Тимирёвой

Дилетант, декабрь'18
Никита Кукушкин: «Всегда можно найти в людях плохое, но лучше искать хорошее» Никита Кукушкин: «Всегда можно найти в людях плохое, но лучше искать хорошее»

Звезду «Гоголь-центра» Никиту Кукушкина номинировали на «Золотую маску»

Grazia, ноябрь'18
Непрощённый Непрощённый

Почему адмирал Колчак не реабилитирован до сих пор

Дилетант, декабрь'18
Дочь Михаила Ефремова: «Папа разрешил мне набить тату» Дочь Михаила Ефремова: «Папа разрешил мне набить тату»

Наследница звезды кино рассказала о своих проблемах

StarHit, ноябрь'18
По следам Дежнёва По следам Дежнёва

Режиссер Леонид Круглов повторил маршрут исследователя Семена Дежнёва

National Geographic, ноябрь'18
Искусство принимать Искусство принимать

Почему мы не умеем принимать подарки, которые предлагает нам жизнь

Yoga Journal, декабрь'18
И снова в бой! И снова в бой!

Брэд и Анджелина продолжают бороться за право опеки над детьми

Grazia, ноябрь'18
Лев отбивается от стаи гиен и зовет на помощь: видео Лев отбивается от стаи гиен и зовет на помощь: видео

Каждая встреча с диким зверем в природном парке уникальна

National Geographic, ноябрь'18
Минус один Минус один

Перед британским туром Spice Girls Мел Си заставляет подруг брать уроки музыки

StarHit, ноябрь'18
Как нас обманывают косметологи? Как нас обманывают косметологи?

Самые распространенные уловки, которыми пользуются недобросовестные косметологи

Домашний Очаг, декабрь'18
Ретроспектива | Трансформеры в кино и на телевидении Ретроспектива | Трансформеры в кино и на телевидении

Игрушки, завоевавшие галактику. Трансформеры в кино и на телевидении

Мир Фантастики, декабрь'18
В подвешенном состоянии В подвешенном состоянии

Шахматная суть игры «Улей»

Вокруг света, декабрь'18
Двоеверие Двоеверие

В Пермском крае с конца XV до начала XX века в людях уживалось двоеверие

Дилетант, декабрь'18
Готов ли папа? Готов ли папа?

Обследование мужчины перед зачатием

9 месяцев, декабрь'18
Kia Sportage. С новыми силами Kia Sportage. С новыми силами

У рестайлингового Kia Sportage обновилась не только внешность

АвтоМир, ноябрь'18
В китайском захоронении нашли миниатюрную Терракотовую армию В китайском захоронении нашли миниатюрную Терракотовую армию

В китайском захоронении нашли миниатюрную Терракотовую армию

National Geographic, ноябрь'18
Андрей Илюшин раскрыл секреты кухни Grand Cru Андрей Илюшин раскрыл секреты кухни Grand Cru

Кухня в Grand Cru будет на высоте, пока ею заведует Андрей Илюшин

Maxim, ноябрь'18
Женщина 10 лет платит актеру, чтобы он изображал отца ее ребенка Женщина 10 лет платит актеру, чтобы он изображал отца ее ребенка

Все счастливые семьи счастливые одинаково, все несчастливые платят деньги

Maxim, ноябрь'18
Фотовыставка «Дикая природа России 2018» откроется в ЦДХ 22 декабря! Фотовыставка «Дикая природа России 2018» откроется в ЦДХ 22 декабря!

Выставка «Дикая природа России 2018» будет работать с 22 декабря по 12 января

National Geographic, ноябрь'18
Пиковая масть Пиковая масть

Курмайор – из трех самых фешенебельных горнолыжных курортов страны пиццы и пасты

Quattroruote, декабрь'18
Покорить скалу высотой 900 метров без страховки: историческое восхождение Покорить скалу высотой 900 метров без страховки: историческое восхождение

Алекс Хоннолд решил подняться на скалу Эль-Капитан без страховки

National Geographic, ноябрь'18
Со званием дела Со званием дела

Майрис Бриедис — старший лейтенант полиции и экс-чемпион мира по боксу

Men’s Health, декабрь'18
Автошоу Pebble Beach Concours d’Elegance: 5 фаворитов Men's Health Автошоу Pebble Beach Concours d’Elegance: 5 фаворитов Men's Health

5 фаворитов автошоу Pebble Beach Concours d’Elegance

Men’s Health, ноябрь'18