Страсть «сникерхедов»

Как убедить людей платить огромные деньги за пару кроссовок

РБКСтиль жизни

Тема номера — Кроссовки

Страсть «сникерхедов»

Как убедить людей платить огромные деньги за пару кроссовок

Коллекционеров редких кроссовок, «сникерхедов», в России все еще гораздо меньше, чем, к примеру, в США, но в последнее время их число стремительно растет. Как организовать продажу лимитированных серий по очень высоким ценам и заработать на этом, журнал РБК разбирался на примере Ильи Гребенщикова и его магазина Brandshop, которому «кроссовочный» хайп приносит половину выручки

Текст Анна Левинская
Фото Моника Дубинкайте для РБК

Июнь 2017-го. У торгового центра «Цветной» — очередь из более чем сотни молодых людей. Все пришли в надежде купить кроссовки из лимитированной серии Yeezy Boost, выпущенной фирмой Adidas совместно с американским рэпером Канье Уэстом. Партия была минимальной — около 300 пар на каждую точку, и производитель распределил ее между несколькими магазинами, включая и магазин Brandshop на Петровском бульваре. Здесь очередь была небольшая. Парадокс, но владелец магазина Илья Гребенщиков этому скорее рад.

В феврале, когда Brandshop проводил продажу предыдущей партии кроссовок Yeezy Boost Pirate Black, очередь выстроилась до станции метро «Трубная». В магазине должны были огласить результаты лотереи на право покупки пары кроссовок. Пришли около 3 тыс. человек — втрое больше всей партии, привезенной даже не в этот магазин, а в Россию вообще. Люди не помещались на тротуаре, высыпали на проезжую часть, и вскоре приехали семь полицейских патрулей и автобус с ОМОНом. Переговоры с органами были «очень напряженными», вспоминает Илья Гребенщиков, и смотреть на мигалки и полицейские ленты, которыми тогда всё обвязали, ему «больше не хочется». В этом смысл выпуска лимитированных партий любых товаров — вокруг создается искусственный дефицит, ажиотаж, хайп. Здесь действуют особые правила — настоящий любитель кроссовок должен «заслужить» право их купить. Чтобы быть успешным в этом бизнесе, важно понимать таких людей. Самому быть «сникерхедом» при этом не обязательно. «Я не зацикливаюсь на трендах. Стили некоторых субкультур — возможно, интересуют, но не в классическом смысле», — говорит Гребенщиков. Brandshop он развивает уже девять лет, и кроссовки сейчас приносят магазину около 50% выручки. По данным базы «СПАРК-Интерфакс», в 2015 году выручка Brandshop составила 306,7 млн руб. (чистая прибыль — 40,3 млн руб.). В 2016-м выручка выросла на 20%, говорит Гребенщиков. 

Фанатский сектор

В 2006-м Илья Гребенщиков окончил Московский государственный индустриальный университет по специальности «прикладная информатика в экономике». Вуз выбрал «по стечению обстоятельств», по специальности проработал всего пару лет. Работа по установленным работодателем правилам не совпадала с его видением деятельности в команде. «Решил создать что-то свое, собрать собственную команду — окружить людьми, которые устраивают меня», — рассказывает Илья.

Как раз такие люди и подсказали решение: Гребенщиков и его друзья были фанатами ФК «Торпедо Москва», придерживались определенного стиля в одежде и неплохо разбирались в популярных в этой среде марках, тогда не представленных в России. В середине 2000-х годов на рынке был дефицит некоторых брендов вроде Stone Island, C.P. Company, Ralph Lauren и Lacoste, рассказывает Гребенщиков. Через общих друзей познакомился с Дмитрием Пчелкиным, у которого был небольшой опыт в продажах. В январе 2008-го партнеры одолжили у родителей по 200 тыс. руб. и закупили первые партии одежды и обуви на интернет-площадке Ebay и в зарубежных онлайн-магазинах и открыли группу Brandshop в сети «ВКонтакте». Вещи заказывали буквально по несколько наименований, в одном-двух размерах, поэтому все купленное помещалось в шкафу в офисе на Таганке. Продажи вели через рекламную рассылку в ICQ по небольшой базе друзей и знакомых. 

Первый офис был настолько маленьким (4 кв. м), что клиенты примеряли вещи на улице, смотрясь в зеркала припаркованных автомобилей. Но уже осенью 2008-го партнеры запустили сайт, а Гребенщиков уволился из техподдержки: развитие Brandshop не совмещалось с офисной жизнью, да и «терять там было нечего». Через год открылся подвальный шоу-рум на Новослободской, в 2011 году — первый полноценный магазин на Фадеева. Партнеры продолжали закупать вещи брендов английской фанатской моды, планов не строили и действовали больше по наитию: «странными, но приятными» называет Гребенщиков эти годы. «Нам был интересен процесс — первые заказы в интернете, первые клиенты в магазине. Цифры, прибыль очень важны, но они были на втором плане, у нас никогда не было цели зарабатывать деньги», — объясняет совладелец Brandshop. 

Правда, в том же 2011 году Дмитрий Пчелкин неожиданно решил покинуть проект, Гребенщиков выкупил долю партнера. «Наши взгляды на то, какие бренды должны быть в магазине и как развиваться дальше, кардинально разошлись», — объясняет Гребенщиков. Во сколько партнеры оценили компанию, он не раскрывает. В 2012 году Brandshop переехал на Петровский бульвар. 

В том же 2012 году в России состоялся первый массовый «кэмп» — так в США называют группы людей, ночующих в очереди перед магазином. Для продажи в России бренд выдал всего 12 пар кроссовок Nike Air Foamposite One Galaxy, но в Москве «все было весело и спокойно», вспоминает креативный директор магазина SneakerHead Илья Клен: «Народ пришел с вечера, некоторые приехали из других городов, а среди подростков была даже одна взрослая женщина, которая не отпустила сына стоять в очереди». 

Режиссеры хайпа

О некоторых продажах покупателей предупреждают по секретной рассылке «для друзей», а чаще организуется розыгрыш, который проводится в несколько этапов. Перед стартом продаж на сайте магазина нужно успеть строго до определенного часа оставить заявку на покупку. Жесткое правило — одни кроссовки в одни руки, поэтому многие покупатели для верности просят зарегистрироваться и своих друзей. Если заявка побеждает в розыгрыше, нужно вовремя ее подтвердить и приехать в магазин. Иногда перформанс с лотереей среди оставивших заявку на покупку проводится прямо в магазине. Малая часть оставшихся пар идет в свободную продажу, но в реальности их смогут купить несколько счастливчиков, выстоявших суточную очередь. 

Именно «сникерхеды», готовые купить за $8,5 тыс. пару самозашнуровывающихся кроссовок из фильма «Назад в будущее», двигают продажи обычных кроссовок тех же Adidas или Nike, считает Джош Лубер, основатель биржи по продаже редких товаров StockX. Такие люди за последние 30 лет сформировали вторичный рынок кроссовок, который в 2016 году оценивался в 9 млн пар и $1,2 млрд оборота, рассказывал Лубер на лекции TEDx. На конец июня 2017 года самая дорогая коллекция кроссовок на бирже StockX была у пользователя с ником ADHKicks. Собранный им портфель «релизов» состоит из 296 пар общей стоимостью $411,7 тыс. Самые дорогие кроссовки на вторичном рынке стоят $3,2 тыс. — модель, представленная 15 лет назад Nike совместно со скейтбордистом Ризом Форбсом

Для России безумные очереди перед магазинами за несколько суток до начала продаж определенных кроссовок пока исключение, говорит Клен: «В последние лет семь-восемь все, что связано с Канье Уэстом, обречено на успех, просто очень хороший маркетинг». Другие релизы вызывают меньший ажиотаж. «Связано это, конечно, не только с уникальным дизайном и всеобщей популярностью певца, но и с тем, что эти пары легче и дороже всего перепродают», — считает директор по коммуникациям КМ20 Анна Биневская. 

По оценке Клена, в России есть несколько человек, коллекции которых стремятся к 1 тыс. пар. Для их хранения они часто снимают гаражи, чтобы поддерживать определенные климатические условия. «У меня самого была пара Nike 1990 года с автографом Майкла Джордана, я приехал на дачу, проверил ее, а она развалилась от времени, было очень обидно», — вспоминает Клен. 

Гребенщиков признает, что настоящих «сникерхедов» в России все еще довольно мало, хотя на улицах стало больше людей, которые носят кроссовки из редких релизов. По наблюдениям владельца Brandshop, в трехтысячной очереди в феврале было две основных категории покупателей — учащиеся и спекулянты. В рознице цена кроссовок составляла 17,2–19,4 тыс. руб., перепродать возле магазина их можно было за 30 тыс. руб. Среди перекупщиков было много китайцев: по данным поисковой системы Baidu, оригинальную пару там можно перепродать за 10 тыс. юаней (около 87,2 тыс. руб.).

Пару лет назад Гребенщиков и не думал, что отдела в 15 кв. м будет не хватать, но с расширением портфеля брендов кроссовки просто перестали помещаться. «Клиенты начали шутить, что в нашем отделе кроссовок с примеркой — как с сиденьями в метро: если кто-то встал, нужно бежать занимать», — говорит он. Как только появилась возможность, Гребенщиков взял в аренду соседнее помещение. 

Но просто магазин кроссовок ему уже кажется скучным, а акцентировать внимание только на их продажах — неправильным. «Сегодня есть хайп и они продаются, а завтра уже нет. Курсы валют, санкции. Сейчас вот лето, а была всего пара солнечных дней — как можно распланировать продажи на долгий срок? Нужно пытаться создать свою действительность, чтобы продавать товары в любых условиях», — объясняет он, почему помимо кроссовок экспериментирует, например, с продажами напитков и мороженого в прикассовой зоне.

Фото: Олег Яковлев для РБК

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Международные морские коммуникации надо замкнуть на сахалинские порты» «Международные морские коммуникации надо замкнуть на сахалинские порты»

Врио губернатора Сахалинской области рассказал о главных задачах

РБК, июнь'19
Что украшает человека? Что украшает человека?

Наш обзор ювелирных и часовых трендов поможет сориентироваться в украшениях

Tatler, июнь'19
Крокодил Гендер Крокодил Гендер

Острые темы, обсуждение которых в интернете перерастает в скандал

Esquire, июнь'19
Заслан­ный казачок Заслан­ный казачок

Александр Ревва рассказал о своих дочках, спорте и перевоплощениях

Glamour, август'17
Говорит и показывает кинокомпания Netflix Говорит и показывает кинокомпания Netflix

Телевидения и развлечений для гостиной компании Netflix уже недостаточно

CHIP, август'17
Skoda Octavia – Mazda3 Skoda Octavia – Mazda3

Выбирая автомобиль среднего класса, стоит присмотреться к обеим моделям

АвтоМир, июль'17
Как переворот стал революцией Как переворот стал революцией

Как переворот превратился в революцию, можно проследить по документам

Дилетант, август'17
Высокие достижения Высокие достижения

От кого и от чего зависит наша самооценка? Ищем ответы

Cosmopolitan, август'17
Горе от интеллекта Горе от интеллекта

Миллиардер Илон Маск, его любимая Эмбер Хёрд и прочая головная боль

Tatler, август'17
Самый развратный сапожок Самый развратный сапожок

Калигула стал первым императором, чью славу составили безумства и преступления

Дилетант, август'17
Бои глобального значения Бои глобального значения

Командные схватки DJI RoboMasters – эпицентр новой революции роботов

Популярная механика, август'17
Jeep Cherokee Jeep Cherokee

Расстаются с такими лишь по крайней нужде

АвтоМир, июль'17
Volvo V90 Cross Country Volvo V90 Cross Country

Вслед за кроссовером XC90, в модельной линейке появился универсал V90

АвтоМир, июль'17
Как отпустить ребенка? Как отпустить ребенка?

Еще вчера ты его провожала в первый класс, а сегодня он уже уезжает из дома

Лиза, июль'17
Некроманты из Простоквашино: 16 совершенно жутких героев русских сказок Некроманты из Простоквашино: 16 совершенно жутких героев русских сказок

Настоящая русская народная сказка – это сплошной секс и насилие.

Maxim, июль'17
Как летать с комфортом и без стресса: советы стюардессы Как летать с комфортом и без стресса: советы стюардессы

Перед тем как очутиться на экзотическом пляже или на живописных улочках старинного городка, несколько часов придется провести в салоне самолета. А это отеки, боль в спине, заложенные уши... Опытные стюардессы рассказали, как избежать этих неприятностей.

Psychologies, июль'17
«Без общения невозможно чувствовать себя живым» «Без общения невозможно чувствовать себя живым»

Нужны ли нам для счастья другие люди? И если да, то почему? Объяснения системного семейного терапевта Инны Хамитовой.

Psychologies, июль'17
«Женская дружба– лучшая вещь на свете» «Женская дружба– лучшая вещь на свете»

Скарлетт Йоханссон о сильных женщинах и чувствительных мужчинах

Cosmopolitan, август'17
Монстры против супергероев Монстры против супергероев

Кто сможет переплюнуть киновселенную Marvel?

Мир Фантастики, август'17
В главных ролях В главных ролях

Аманда и Бруклин Судано, дочери королевы диско Донны Саммер

Vogue, август'17
Типа Грибы Типа Грибы

Почему украинские рэперы так популярны в России

РБК, июль'17
Добрые молодцы Добрые молодцы

Молодые герои Vogue двигают вперед русскую культуру

Vogue, август'17
Везти себя прилично Везти себя прилично

В чем мужчине следует ехать в отпуск

GQ, август'17
Новые законы робототехники Новые законы робототехники

Должны ли роботы получить правовой статус электронных лиц?

Популярная механика, август'17
Бодипозитив – новое движение сопротивления Бодипозитив – новое движение сопротивления

Нина и Ольга – активистки движения за положительное отношение к своему телу и против универсальных стандартов красоты. Любое тело по-своему красиво, и наша задача – принять и полюбить свое тело таким, какое оно есть.

Psychologies, июль'17
От благодарного генофонда От благодарного генофонда

Ежегодный обзор лауреатов Дарвиновской премии

Maxim, август'17
Дядя Федор Сергеевич Дядя Федор Сергеевич

Интервью с главным лицом российского кино - режиссером Федором Бондарчуком

Cosmopolitan, август'17
«Наши отношения я бы назвал семейными» «Наши отношения я бы назвал семейными»

Интервью с Ильей Авербухом

Добрые советы, август'17
Налоги с роботов? Налоги с роботов?

Цифровая революция становится самым мощным оружием для ликвидации рабочих мест

CHIP, август'17
Моя любовь на пятом этаже Моя любовь на пятом этаже

Круглый стол, участники которого обсудили некоторые конспирологические теории

СНОБ, июнь'17