Авиация — одна из отраслей, в которых цифровизация идет наиболее активно

РБКБизнес

Полет в цифровом режиме

Авиация — одна из отраслей, в которых цифровизация бизнес-процессов идет наиболее активно. Технологическая трансформация на фоне роста спроса на воздушные перевозки позволит снизить издержки и риск человеческих ошибок

Текст: Михаил Сергеев

Российская гражданская авиация в отличие от многих других отраслей отечественной экономики не отстает от зарубежных конкурентов по уровню внедрения в бизнес-процессы цифровизации. Так, «Аэрофлот» вот уже несколько лет подряд входит в число лидеров по этому показателю в международном рейтинге Bain & Company, уступая лишь Singapore Airlines, австралийской Qantas и американской Delta.

Ведущие авиакомпании реализуют собственные программы инноваций. Singapore Airlines, например, открыла цифровую лабораторию для работы с инновационными компаниями и реализации предложений своих сотрудников. Авиакомпании даже создают альянсы для развития новейших технологий — так, американская Delta объединилась с европейским производителем самолетов Airbus для внедрения 5G в сферу пассажирских авиаперевозок.

Результат очевиден: гражданская авиация — одна из самых технологически продвинутых отраслей. Благодаря новой технологии ADS-B (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast — автоматическое зависимое наблюдение-вещание) уже через десять лет мы можем получить автономное управление воздушным движением, считает Александр Терентьев, эксперт департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра при правительстве РФ. Новая технология максимально точно определяет положение воздушного судна в режиме реального времени и транслирует данные о полете (координаты самолета, высоту, скорость, курс) в наземные центры и другим воздушным судам.

Впрочем, автоматизация воздушного движения, которая позволит избавиться от человеческих ошибок, — дело будущего. Между тем бизнес-процессы лидеров отрасли уже переведены в «цифру».

В «Аэрофлоте», например, этот показатель, по словам гендиректора авиакомпании Виталия Савельева, достиг 100%. Как рассказал глава «Аэрофлота» на правительственном совещании о цифровой трансформации транспортного комплекса в ноябре 2018 года, помимо отслеживания пассажиропотока, загрузки рейсов, работы с багажом оцифрованы бухгалтерия, учет финансового лизинга, закупки и запасы, управление персоналом, казначейство, документооборот, управление договорами, бюджетирование и т.д,

Пассажир и его багаж

Цифровые технологии в гражданской авиации — это и персональные предложения для пассажира, и адаптация условий его пребывания на борту, и сдача багажа (в перспективе еще у себя дома), говорит замдиректора группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Александр Гущин.

«Уже в среднесрочной перспективе информационная система будет «узнавать» каждого пассажира и автоматически подстраивать всю окружающую среду на борту под его предпочтения», — предполагает эксперт.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и Международный совет аэропортов (ACI) предложили концепцию перспективной трансформации бизнес-процессов на основе цифровизации NEXTT (New Experience in Travel and Technologies). Она стала ответом на ожидаемое удвоение спроса в сфере авиаперевозок к 2036 году. Это цифровые технологии отслеживания и идентификации багажа, автоматизация и робототехника, повышающие безопасность, надежность, эффективность и качество обслуживания клиентов.

«Аэрофлот» первым в России внедрил систему отслеживания багажа BagJourney, получающую данные из 400 аэропортов и от 500 авиакомпаний. Эта система позволяет точно отслеживать местонахождение багажа во время регистрации, при посадке, во время пересадки и в аэропорту прибытия.

Компания Delta позволяет самим клиентам отслеживать перемещение своего багажа после сканирования багажной бирки. Сегодня уже многие перевозчики предлагают сдавать багаж без участия сотрудников авиакомпании. Доступной становится самостоятельная печать багажных бирок дома у пассажира или в автоматах авиалиний.

Для контроля загрузки рейсов, передвижения пассажиров авиакомпании используют бортовые планшеты. «У менеджеров свой планшет — монитор руководителя. Есть планшет и у стюардесс, которые видят всю информацию о каждом конкретном пассажире — какое питание заказано, где и когда человек делает пересадку, все его стыковки, с детьми пассажир или нет. В конце полета стюардесса просто пальцем подписывает отчет и его отсылает. Пилоты видят на своем планшете весь самолет», — рассказал Виталий Савельев.

Бортовые планшеты используют также компании Delta, Qantas, British Airways, KLM, Air France и другие.

По данным отчета швейцарской компании — разработчика ИТ-решений для авиаотрасли SITA, выпущенного в сентябре 2018 года, в ближайшие годы более трех четвертей крупных аэропортов и авиакомпаний мира будут инвестировать в технологии биометрической идентификации пассажира по принципу «паспорт пассажира — это его лицо». В международном аэропорту Бостона уже проведены испытания такой системы, и Управление таможенной и пограничной охраны США признало их успешными.

«Цифра» снижает цену

Развитие услуг авиаперевозчиков и аэропортов идет по пути повышения комфорта и безопасности при снижении цены, объясняет Александр Гущин. Цифровизация — один из ключевых элементов на этом пути.

По словам Виталия Савельева, в результате внедрения новейших технологий среднесуточный налет судов «Аэрофлота» превысил 12 часов, что позволяет снижать себестоимость рейса.

Применение собственной системы обработки больших данных позволяет работать с неструктурированной информацией, увеличивая продажи и повышая лояльность пассажиров: на основе этих данных «Аэрофлот» уже реализовал систему рекомендаций для клиентов, прогноз ожидаемой выручки, анализ обращений и жалоб. Совместная работа многих компьютерных систем позволила сократить оборачиваемость одного самолета в аэропорту с 80–90 до 40–45 минут. В 2018 году «Аэрофлот» перевез около 36 млн пассажиров, а к 2023 году компания собирается увеличить этот показатель до 90–100 млн.

Отраслевые эксперты считают, что основные достижения цифровизации еще впереди.

«В отрасли пока только разрабатываются сценарии эффективного использования новых возможностей. В связи с этим можно говорить о фрагментарном внедрении цифровых технологий в гражданской авиации», — считает директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Цифровизация в аэропортах, в частности, может развиваться как управление инженерными сетями и ресурсами — как своеобразный аналог технологии «умного» дома. С учетом суточных пиков пассажиропотока должны быть оптимизированы работа систем отопления, вентиляции и кондиционирования, все параметры — температура, освещенность, влажность, считает эксперт. При этом наибольший эффект достигается при увязке этой системы со смежными системами, позволяющими прогнозировать время прилета воздушных судов, потоки пассажиров, прибывающих общественным транспортом.

С такой постановкой вопроса согласен Александр Тимофеев, доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова: «Некоторые авиакомпании все еще принимают операционные решения интуитивно. Это происходит из-за того, что цифровые системы не интегрированы».

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Родное плечо Родное плечо

Александр Колобов провел свою сеть «Шоколадница» через все кризисы

Forbes
Как водоросли могли уничтожить жизнь на дне залива Камчатки и почему это считают главной версией экокатастрофы Как водоросли могли уничтожить жизнь на дне залива Камчатки и почему это считают главной версией экокатастрофы

Что происходит в зоне экологического бедствия на Камчатке?

TJ
Окна Анны Окна Анны

Мы готовы запустить сорокаметровую фигуру актрисы Анны Михайловской в космос

Maxim
Тигриное молоко Тигриное молоко

Тигриное молоко — бодрящая заправка для севиче

Weekend
Патрициям пора потесниться Патрициям пора потесниться

Экономическое неравенство почти не изменилось со времен Римской империи

Эксперт
Символ экономического успеха Кореи: история Lotte, которая делает Choco Pie, владеет отелями и развивает нефтехимию Символ экономического успеха Кореи: история Lotte, которая делает Choco Pie, владеет отелями и развивает нефтехимию

Он мечтал стать писателем, но создал крупнейший конгломерат Южной Кореи

VC.RU
Принять как данные Принять как данные

Почему извлечь пользу из big data получается не у всех?

РБК
«Происходит очень тяжёлый кризис одиночества — с пандемией или без». Евгения Куйда, Replika, — о потребности в близости и эмпатии алгоритмов «Происходит очень тяжёлый кризис одиночества — с пандемией или без». Евгения Куйда, Replika, — о потребности в близости и эмпатии алгоритмов

Стартап, который разрабатывает виртуального друга

Inc.
Топ-5 самых странных и безумных книг за всю историю Топ-5 самых странных и безумных книг за всю историю

Книги, достойные «библиотеки безумца»

Популярная механика
Зак Эфрон и другие актеры, чью карьеру едва не сгубили наркотики и алкоголь Зак Эфрон и другие актеры, чью карьеру едва не сгубили наркотики и алкоголь

Знаменитые актеры, которые смогли выбрать из зависимости

Cosmopolitan
Как стать оптимистом: 10 советов, которые помогут начать радоваться жизни Как стать оптимистом: 10 советов, которые помогут начать радоваться жизни

Полезные рекомендации, как изменить образ мыслей и настроиться на позитив

Playboy
Для гиббонов протянули веревочный мост через овраг. И они научились по нему ходить! Для гиббонов протянули веревочный мост через овраг. И они научились по нему ходить!

Веревочные мосты могут помочь соединить фрагментированные леса

National Geographic
8 актеров, которые умоляли режиссеров «убить» их героев 8 актеров, которые умоляли режиссеров «убить» их героев

Не все голливудские актеры мечтают вечно играть одну и ту же роль в франшизе

Maxim
Видеоредакторы для Андроид: 7 лучших программ в 2020 году Видеоредакторы для Андроид: 7 лучших программ в 2020 году

Топ лучших приложений, которые помогут быстро отредактировать видео на смартфоне

CHIP
Необычные цвета и обманчиво простые костюмы: как Вигго Мортенсену удается выглядеть по-хорошему расслабленно на красных дорожках Необычные цвета и обманчиво простые костюмы: как Вигго Мортенсену удается выглядеть по-хорошему расслабленно на красных дорожках

Лайфхаки от Вигго Мортенсена: как всегда выглядеть круто

Esquire
Во имя будущего Во имя будущего

Российские селебрити — в проекте, посвященном правам животных

OK!
Генеральный директор «Гранд Отеля Европа» — о женщинах в индустрии Генеральный директор «Гранд Отеля Европа» — о женщинах в индустрии

Впервые за историю петербургского «Гранд Отеля Европа» у его руля встала женщина

РБК
Моя земля! Моя земля!

Самые ценные советы в путешествиях всегда дают местные жители или завсегдатаи

Grazia
Пойти по следу Пойти по следу

Как избавиться от пигментации и последствий акне?

Лиза
Следовать своему пути Следовать своему пути

Преподаватель Аштанга-йоги Эдди Штерн о сострадании и преемственности в йоге

Yoga Journal
Пары моря Пары моря

Чем буррида отличается от буйабеса

Огонёк
Российское производство с немецким качеством Российское производство с немецким качеством

Как российские производства могут соответствовать высоким мировым стандартам

Эксперт
Образ Испании в русском искусстве. Часть 2 Образ Испании в русском искусстве. Часть 2

О том, как русские видели Испанию — продолжение

Культура.РФ
Не та культура: 37% женщин уходят из IT из-за атмосферы в компании Не та культура: 37% женщин уходят из IT из-за атмосферы в компании

Как удержать женщин в IT, несмотря на отсутствие инклюзивной среды?

Forbes
Первых поселенцев Багамских островов обвинили в гибели 38 популяций птиц Первых поселенцев Багамских островов обвинили в гибели 38 популяций птиц

Люди сыграли значительную роль в обеднении фауны Багамских островов

N+1
Почему у мужчин болят соски: 6 возможных причин Почему у мужчин болят соски: 6 возможных причин

Сталкиваться с дискомфортом или даже болью в сосках — вполне нормально

Playboy
Высыпаемся: правила сна для мам Высыпаемся: правила сна для мам

Ничего лучше для восстановления сил, чем сон, пока не придумали!

Seasons of life
Жуки-навозники: 70 миллионов лет эволюции Жуки-навозники: 70 миллионов лет эволюции

Деятельность жуков-навозников имеет воистину планетарное значение

Наука и жизнь
10 неизвестных фактов о первых современных Олимпийских играх 10 неизвестных фактов о первых современных Олимпийских играх

Какой была первая современная Олимпиада

Популярная механика
Анна Назарьева. Мечты сбываются Анна Назарьева. Мечты сбываются

История любви Анны Назарьевой

Караван историй
Открыть в приложении